После ареста Олега Судакова (прозвище Водила) некоторые депутаты, чиновники и силовики из столичного региона находятся в состоянии паники. Неудивительно. По сути, оставаясь за кулисами, Судаков решал для них очень важные вопросы: участвовал в рейдерских захватах, «перебивал» крыши, требовал откаты, сводил бандитов, ментов и чекистов за одним столом и по их просьбе устраивал шумные наезды на неугодных с помощью газет и ТВ. Так что если вдруг в предвыборный год Водила заговорит — мало никому не покажется.
«Новая» изучила биографию Судакова, его связи, а также попыталась выяснить, какую должность занимают его покровители. Попутно мы проследили жизненный путь начальника ГУВД Подмосковья генерал-полковника Николая Головкина, у которого, по сообщениям СМИ, Судаков работал помощником.
Арест
Арестовали Судакова в московском кафе, где он был вместе с неким генералом из управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ, фамилия которого не разглашается. Как сообщил наш источник, этот самый чекист и навел своих коллег на Судакова. Когда Водилу привезли в суд, в руках он держал иконку, а защищать его пришли восемь адвокатов.
Поводом для ареста стали показания закрытого свидетеля по подмосковному «игорному делу» под псевдонимом «Николаев»: «…Судаков (Никулин) позиционировал себя как личного помощника начальника ГУВД Московской области Головкина. В ГУВД Московской области Судакову (Никулину) беспрекословно подчиняются все руководители подразделений, вплоть до того, что он мог проводить совещания руководителей подразделений как у них на рабочих местах, так и вызывать к себе в кабинет, который расположен рядом с кабинетом начальника ГУВД, не являясь при этом действующим сотрудником МВД России. Используя его связи в ГУВД Московской области и других правоохранительных органах, сотрудники прокуратуры Московской области обращались к Судакову (Никулину) с просьбами о проведении незаконных ОРД (оперативно-разыскная деятельность), а именно: наружное наблюдение, наведение справок, ПТП, снятие информации с технических каналов…»
Кроме того, в материалах следствия имеются сведения о том, что Судаков являлся посредником при передаче денег между хозяином игровых клубов Иваном Назаровым и некоторыми чинами из полиции Подмосковья.
Сразу после ареста «личного помощника» в Следственный комитет вызвали главного подмосковного полицейского Николая Головкина, где он полтора часа давал показания. Попутно в здании ГУВД на Никитской улице сотрудники ФСБ провели обыски в трех кабинетах. Особенно их интересовал кабинет помощницы Дударовой, который Судаков якобы периодически использовал под свой офис (изъяли сейф).
История скользкая, поскольку в ее контексте всплывают совсем уж кошмарные для силовиков обстоятельства. Например, очень бы хотелось выяснить, как продвигается расследование уголовного дела по поводу незаконной прослушки телефонов убитого в 2006 году зампреда Центробанка Андрея Козлова. Известно, что в «заказных» оперативных мероприятиях оказались замешаны трое сотрудников Мытищинского УВД — Сергей Рыбаков, Роман Заика и Владислав Зиньковский. Но это же не их частная инициатива, так что весьма интересно: кто просил прослушивать чиновника накануне убийства и кому передавались данные? Не замешаны ли в этой истории Судаков и таинственные генералы ФСБ, сидящие на обналичке, о которых упоминал осужденный за убийство Козлова банкир Френкель?
Впервые фамилия Судакова прозвучала во время громкой истории с обнаружением у обозревателя «МК» Александра Хинштейна удостоверения сотрудника МВД (сейчас депутат Госдумы, член фракции «Единой России»). По факту обнаружения «ксивы» проводилась служебная проверка, и в итоге выяснилось, что обозревателю газеты ее будто бы выдал Судаков, представлявшийся тогда Волковым из УСБ таможни. Помимо Хинштейна несколько корочек оказалось у так называемых журналистов-государственников из ТВЦ и ОРТ. Но скандал раздувать не стали и ограничились увольнением из таможни Судакова—Волкова.
Затем Водила фигурировал как сотрудник ГУВД Мособласти в деле об убийстве гендиректора гостиницы «Пекин» Константина Георгиева (лидер осетинской ОПГ, кличка Казик) и аресте его заместителя — авторитетного предпринимателя Арнольда Спиваковского (Тамм, Арноша).
Репортеры «Новой» опросили нескольких подмосковных чиновников и полицейских, но большинство собеседников отказались говорить о Судакове, намекая на его высокие связи. Согласились только двое при условии: не спрашивать, по какому поводу проходила встреча с Водилой, и не упоминать их фамилии.
По словам одного чиновника, он имел встречу с Водилой около приемной Грызлова в здании Госдумы, и тот представился полковником ФСБ Никулиным. Другому собеседнику Судаков назначил встречу в Совете Федерации и попросил называть себя Константином Владимировичем Волковым — ответственным сотрудником из центрального аппарата Госнаркоконтроля.
Подмосковные авторитеты оказались смелее. Они знали Водилу как крутого «решалу» по столичному региону и встречались с ним на «стрелках»:
— К нам тут многие визитеры приезжали от министров и генералов. Но этот парень мог мгновенно построить любую финансовую схему. Такие нужны всем, — рассказал авторитет из Балашихи.
Согласно адресной базе, Олег Юрьевич Судаков родился в Москве 26 января 1968 года, затем переехал в Щелково, на улицу Центральная. Он работал в таможне и представлялся прикомандированным сотрудником ФСБ Волковым — помощником начальника Московского таможенного управления Солдатова. Затем одно время служил старшим следователем в ГСУ ГУВД Московской области, но 14.07.2004, после скандала с попыткой рейдерского захвата Ступинской металлургической компании, был уволен приказом начальника ГУВД МО № 3254.
Об этой истории упоминали многие СМИ. Суть такова: предприятие — стратегический объект оборонной промышленности, где производятся уникальные жаропрочные сплавы. Несколько лет за этот актив вели войны две финансовые группы. Однажды на территорию предприятия при поддержке подмосковного ОМОНа ворвались бойцы ЧОПа «Родон» и потребовали у администрации освободить помещения. На одном из сайтов были названы имена всех участников этой истории, включая главу ГУВД Головкина и Судакова, а на информационных лентах появились сообщения, что начальника ГУВД МО отстранили от должности и посадили под домашний арест. Впрочем, все обошлось. При проверке выяснилось, что шеф подмосковной милиции находился в отпуске, а его обязанности исполнял генерал Шаев.
По другим сведениям, до поступления в таможню Судаков—Волков—Никулин якобы являлся референтом у нынешнего главы МВД Нургалиева — выходца из УСБ ФСБ. В некоторых СМИ было указано, что Водила даже сопровождал чекиста Нургалиева в поездках по стране.
В Щелковском ОВД Судакову были выданы паспорт 4606386894 и водительские права: 50DD031041, 50ЕВ061503 и 50ЕВ061482. При этом в квартире зарегистрирован еще один любопытный персонаж — уроженец г. Актау Вячеслав Третьяков, имеющий исправные документы и передвигающийся на иномарке с титульным «крутым» госномером ММО.
Аналитическая справка
По интернету гуляет оперативная справка под названием «О коррупции в правительстве Московской области (к сведению Генеральной прокуратуры РФ)», в которой снова фигурирует Судаков. Скорее всего, «аналитики», разместившие справку, служат на Лубянке или в ДСБ МВД, где губернатора Подмосковья Громова и его окружение далеко не жалуют и только спят и видят, чтобы после его отставки подключиться к «земельной теме».
Об этом документе можно было не упоминать, если бы не одно но. Выводы «аналитиков» и то, что в подмосковном регионе творится при Громове, во многом совпадают: область — банкрот, один коррупционный скандал следует за другим. К примеру, в справке подробно описаны похождения министра финансов Московской области Кузнецова и его супруги — Жанны Буллок.
Вот только несколько эпизодов из биографии Кузнецова: в июле 2008 года СК возбудил уголовное дело по факту незаконного отчуждения участков в Подмосковье на сумму около 20 млрд долл. В деле фигурирует Кузнецов. Или — в ноябре 2009 г. из уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего гендиректора «Московской областной инвестиционной трастовой компании» Телепнева, по факту хищения из бюджета МО крупных денежных сумм; в отдельное производство было выделено уголовное дело в отношении Кузнецова. По версии следствия, министр финансов являлся организатором группы, занимавшейся хищением бюджетных средств, выделенных правительством области на погашение долгов по ЖКХ.
Также в отношении Кузнецова в отдельное производство выделено дело по статье 210 УК (организация преступного сообщества). Общая сумма ущерба, согласно материалам дела, превышает 3 млрд руб. Кроме того, супруга Кузнецова — Жанна Буллок фигурирует в нескольких уголовных делах о мошенничестве, а также ее имя упоминается в деле по выводу активов Инкомбанка в США. Эти персонажи сейчас в бегах.
Он же Романов
А вот Судаков упоминается в справке как якобы ближайшая связь другого сослуживца Громова — бывшего вице-губернатора Московской области Алексея Пантелеева (сейчас член Совета Федерации). Правда, там указана другая фамилия Водилы — Романов. Цитирую: «Романов Игорь Андреевич, родился 21.07.1970 г. в г. Ленинграде. Окончил институт предпринимательства (г. Пушкин) по специальности «юриспруденция». Зарегистрирован в общежитии по адресу: МО, г. Климовск, ул. Заводская, д. 14. Трудовой стаж (по трудовой книжке):
— 08.1996—11.1998 гг. — специалист 1-й категории, ведущий специалист, консультант организационного отдела управления президента РФ по связям с общественностью.
— 11.1998—03.2001 гг. — советник отдела, заместитель начальника отдела административного департамента, начальник отдела департамента регионального развития, начальник отдела административного департамента аппарата Правительства РФ.
— 04.2001 — советник заместителя председателя правительства МО, советник 1-го заместителя председателя, советник вице-губернатора МО».
А дальше, как пишут биографы Романова, он ушел в силовые органы и справил документы прикрытия на имя Судакова, Никулина и Волкова.
Давайте более подробно изучим трудовой путь Романова. Август 1996 года: в управление президента по связям с общественностью приходит 26-летний обитатель общежития из Климовска Игорь Романов, и его берут на работу. Возможно такое? В принципе — да. В то время в кремлевскую администрацию брали кого попало, а некоторые должности, включая министерские, можно было купить и за деньги.
Дальше Романов переходит в правительство и делает стремительную карьеру в административном департаменте, курирующем силовиков. Вполне возможно — разумеется, при наличии хороших связей и умении зарабатывать деньги для начальства.
Затем, согласно записи в «трудовой книжке», за три месяца до назначения Путина председателем Правительства РФ (август 1999 года) Романов перешел в администрацию Московской области в аппарат упоминавшегося выше старого сослуживца Громова — вице-губернатора Пантелеева. Особых противоречий здесь не наблюдается: почему бы не взять к себе в советники человека, обладающего широкими связями в адмпрезидента и правительстве… Вот только смущают два обстоятельства: во-первых, полное название учебного заведения из Пушкина — Институт правоведения и предпринимательства, а во-вторых, в августе 1996 года еще не было управления президента по связям с общественностью. Тогда оно называлось информационное управление. Новая структура была образована указом Ельцина № 1439 лишь через два месяца — 15 октября 1996 года.
Как кадровики на Старой площади и в Белом доме не заметили этих подробностей? Так что не исключено, что эта биография Романова либо полная туфта, либо «аналитики» обнаружили очередной документ прикрытия Судакова. Между тем в 2000 году персонаж по фамилии Романов получил паспорт 4600950241 и водительское удостоверение 50АО036214.
Когда готовился этот материал, нам позвонил некто Валерий и сообщил, что Судаков—Романов передвигается с полицейской охраной на дорогих иномарках с титульными госномерами: M 2** MM 77 и M 2** MM 77. Но эта информация оказалась полной лажей: номера принадлежали сыновьям начальника ГУВД Подмосковья Головкина.
Госномера серии МММ выдавались по личному указанию начальника столичного ГУВД Пронина, ушедшего в отставку после бойни в супермаркете, устроенной майором Евсюковым. Госномер M 2** MM 77 стоит на пятисотом «Мерседесе», принадлежащем старшему сыну. А «Лексусом» (M 2** MM 77) управляет младший.
Что касается шефа подмосковных полицейских Николая Головкина, у которого, по сообщениям СМИ, Судаков якобы работал помощником, то 58-летний генерал в системе руководящих кадров МВД, можно сказать, долгожитель: возглавляет ГУВД с 2001 года. А начинал службу Николай Владимирович инспектором отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС) УВД г. Вологды.
В среде подмосковных полицейских ходит версия, что своим сегодняшним положением Головкин полностью обязан своей землячке — генерал-лейтенанту Татьяне Алешиной, которую в МВД называли «генерал Таня». В свое время Алешина руководила штабом УВД Вологодской области, а затем стала замначальника инспекции в организационно-инспекторском управлении МВД (райская группа) в период руководства ныне арестованного за мошенничество генерала Бокова (см. подробности в «Новой», № 9 от 28 января 2011 года).
О госпоже Алешиной до сих пор ходят легенды, и поговаривают, что она была любительницей всяких приколов. Однажды, нарядившись старушкой, генеральша пришла в какой-то отдел милиции и сообщила, что ее из дома якобы выгоняет пьяная дочь с мужем-уголовником. Как это часто бывает, дежурный послал «старушку» на все четыре стороны. Разумеется, последствия для руководства ОВД оказались плачевными.
Однако блистательной карьере «прикольной» генеральши пришел конец. По слухам, виной тому стал младший сын, сбивший на иномарке уроженку Чечни с ребенком. В дело будто бы вмешался Кадыров, и Алешину в 2005 году сняли с должности. По другой версии, негативную роль в дальнейшей судьбе Алешиной сыграло письмо в ГУСБ МВД оперативника из Вологды Валерия Александрова, в котором расписан компромат на вышестоящее начальство. К примеру, он подробно описал, как их заставляли писать рапорта о выделении материальной помощи, а затем на эти деньги поили проверяющих и покупали им дорогие подарки.
На Вологодчине про Головкина говорили: сам взяток не берет и подчиненным не позволяет. Вот какое забавное интервью он дал вологодским журналистам в момент переезда в столицу:
«Обрабатывали меня почти два месяца на всех уровнях. Честно скажу, страшно не хочется уезжать из Вологды. Здесь прошла вся моя сознательная и несознательная жизнь. Мысли о том, что меня кидают под танк, были. Но поработал в Подмосковье три дня, и заело чисто профессионально: а вот выстою! Очень многие не хотели видеть меня на этом посту. Знаю, в Вологду звонили, выясняли, что я за человек…
— Кого-то из земляков возьмете в помощники?
— Двух, от силы трех человек. В ущерб Вологодскому УВД ничего не сделаю. Начальником штаба уже работает Татьяна Алешина. В ГУВД говорят, что она — моя родственница. Вообще сплетен и провокаций хватает…»
Война в ГУВД
Сразу после назначения Головкин сделал ряд громких заявлений. По сообщениям СМИ, он «выразил готовность встретиться с представителями криминальных структур Подмосковья для совместного наведения общественного порядка»: «В Вологде, чтобы решать какие-то вопросы в корне, я встречался с лидерами преступных группировок. Бандиты тоже не ослы. Понимают, что многие могут заниматься легальным бизнесом».
До сих пор неизвестно, состоялись ли тайные рандеву, но вскоре лидеры подмосковных ОПГ и «смотрящие» переквалифицировались в законопослушных граждан, а некоторые пошли баллотироваться в местные органы власти.
Головкину приписывают еще одно громкое заявление: будто бы он предложил легализовать проституцию. И хотя пресс-служба ГУВД опровергла эту информацию, репортеры «Новой» только в ближайшем Подмосковье обнаружили 37 точек с путанами (в Мытищах открыто работают 11 точек). Как сообщили знающие люди, с каждой точки начальникам городских ОВД «отстегивают» 15—25 тыс. долларов ежемесячно, и половина денег передается куда-то наверх.
Попутно Головкин отражал атаки клана «омских», лидером которых считался первый заместитель начальника ГУВД области Иван Шаев. Постепенно «вологодские» заняли в главке практически все командные высоты. Например, после своей отставки в 2005 году Алешина стала советником Головкина, ее старший сын был назначен начальником МОБ (милиция общественной безопасности), начальником уже расформированного УБОПа — Виктор Захаров, управления кадров — Николай Войтенков, кроме того, около десятка земляков осели в ОВД на местах.
А вот Шаев засветился в скандале с «наездом» на председателя совета директоров холдинга «Щелковский» Барченкова, и его отправили руководить полицией в Нижний Новгород (см. подробности в «Новой», № 120 от 27 октября 2010 г.).
Сейчас лидером «омских» стал замначальника ГУВД генерал Андрей Липилин.
Стоит отметить и другого заместителя начальника ГУВД — Виктора Крыхтина (московский клан), его прочили на место Головкина, затем начальником ГУВД Красноярского края, но, к всеобщему удивлению, генерал Крыхтин не прошел переаттестацию.
Что же касается Николая Головкина, то после ареста Судакова заговорили и о его скорой отставке. Между тем в полицейских кругах ходит версия: показания свидетеля «Николаева» и арест Водилы случились именно в тот момент, когда в Кремле решался вопрос о замене первого заместителя главы МВД Суходольского. В кулуарах на Житной тогда вовсю говорили о кандидатуре Головкина. Однако все вышло по-другому: Суходольского отправили в Питер, а его место занял начальник ГУВД Ставропольского края Александр Горовой, которому приписывают близкую дружбу с полпредом по Северо-Кавказскому федеральному округу Александром Хлопониным. Те же источники сообщили, что «наезды» на Головкина начались гораздо раньше: когда он отказался назначить своим заместителем выходца из ДСБ (департамент собственной безопасности) МВД (фамилия известна редакции).
…Когда мы готовили этот материал, было ощущение безнадежной тоски. Одно коррупционное болото, посредине которого на долларовых кочках сидят квакающие жабы (чиновники, силовики и авторитеты), а между ними шныряют пиявки-«решалы» типа Судакова. Последние нынешней властной системе просто необходимы: с их помощью можно держать на крючке кого угодно, поскольку все замазаны. Тот же владелец подмосковных игровых клубов Иван Назаров и его компаньоны теперь вовсю дают показания на свою крышу — беглого зампрокурора Подмосковья Игнатенко и других персонажей из Генпрокуратуры.
Судя по всему, в ближайшее время стоит ожидать откровений Судакова. А рассказать он может очень многое. Вот только настоящей борьбой с коррупцией назвать это никак нельзя. Скорее всего, показания Водилы будут использованы выборочно, в интересах одного из чекистских кланов, который и затеял весь этот подмосковный передел.
P.S. В период подготовки материала на нас неоднократно оказывалось давление и предлагались, в случаи невыхода статьи, заоблачные суммы. Кроме того, состоялась встреча с начальником ГУВД Подмосковья Николаем Головкиным, на которой генерал дал слово офицера, что Судаков никогда не числился у него личным помощником. Тогда кто из высокопоставленных офицеров ГУВД области предоставил ему кабинет для «решения проблем»?
|