Жизнь в перевернутом мире, где белое легко выдается за черное, где больного выдают за здорового, а правозащитники, вместо помощи потерпевшим, устраивают митинги в поддержку предполагаемых убийц, увы, давно стала не уделом фантазии авторов лихо закрученных романов, а обыденностью.
Рецепты информационного варева
Примеров тому не перечесть. В той же политике это проявляется сплошь и рядом, когда в прессе, которая много рассуждает о демократии и свободах, вовсю культивируется радикализм во всех его проявлениях, вплоть до неприкрытого сочувствия террористам. Ну а после того, как экстремисты попадают за решетку, начинаются и вовсе поразительные вещи. Одна часть певцов радикальной эстетики уличных расправ и побоищ, заламывает руки, приговаривая о том, что «режим расправился с острыми критиками». А другая часть старательно плетет свою паутинку, доказывая некую, пусть даже самую безумную связь радикалов с сильными мира сего. У потребителей подобной информационной продукции в голове должна отпечатываться «ужасная картина мира», которая, по замыслу идеологов таких программ, должна сыграть некую роль в «крахе Кремля». У каждого свой мотив, а, возможно и работа такая. Особенно хороши для варки пропагандисткой похлебки, ингредиенты из уголовных дел, связанных с громкими убийствами. Для этого достаточно вспомнить ход судебного процесса по делу журналиста Анны Политковской, где все выводы «общественного расследования» были известны через пару часов после трагедии. Когда же следственной группе удалось взять под арест и отдать под суд подозреваемых в совершении этого преступления, то нужный правозащитникам и общественникам митинговый образ, где «Анна – жертва Кремля», и никак иначе, стал распадаться. И в один момент предполагаемые исполнители преступления превратились в героев либеральной прессы – «они смогли победить режим».
В поисках «русского подполья»
Нечто похожее разворачивается и вокруг судебного приговора по «делу Тихонова-Хасис», которые в судебном процессе были признаны виновными в убийстве адвоката Станислава Маркелова и репортера «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Однако обвинительного приговора оказалось недостаточно. И либеральная пресса в лучших своих традициях занялась поисками «русского подполья», изобличая «ультраправый террор», кто бы сомневался, под покровительством «высоких госчиновников».
Ну а чтобы было меньше сомнений в теоретических изысканиях разоблачителей, то самих осужденных решено было объявить чуть ли не «серийными маньяками», которыми руководят некие силы прямо из Кремля. Сначала на это намекнула «Новая газета», затем подхватила радиостанция «Свобода». И, наконец, электронная «Газета.ru», не раз пойманная на культивации радикализма, набрав много букв изобразила читателям страшный «Образ» русского подполья». И ничего, что еще вчера ровно эти же издания, вместе со своими комментаторами, уверяли, что следствие по «делу Тихонова-Хасис» было проведено почти безупречно, и приговором суда все заинтересованные стороны, кроме осужденных, были довольны.
Шоу началось с программы
Впрочем, опусы «искателей террористов» пестрят странностями, которые в народе называют «притягиванием за уши», вызывая ощущение, что авторы слабо ориентируются не только в фактуре, а банально - в российских реалиях.
Берем, к примеру, фрагмент, где авторы из «Газеты.ru» сообщают поразительные вещи. «Движение заработало в публичном поле так энергично, как если бы собиралось на парламентские выборы. Первым делом члены «Русского образа» озаботились написанием политической программы, чего до них ни одна националистическая организация не делала» - пишет издание. Речь идет о движении «Русский Образ», которое подается (в рекламных целях что ли?) как некое мощнейшее явление на политическом поле России, уникальность которого не только в активе, но и в наличии программы.
Словно не было до «Русского образа» ни общества «Память», ни РНЕ, ни прочих националистических группировок, программы которых гуляли по всей Руси и за ее пределами - пачками. Возможно, это особенности памяти авторов, а возможно манера работать с фактами и реальностью. Надо станет, и у таких авторов завтра же несуществующее движение «Новые пчеловоды» будет самым страшным сборищем не только в России, но и за ее пределами. С программой и желанием взять в думе большинство. Отчеты и комментарии центра «Сова», уж поверьте, не заставят себя ждать. Главное, замечать одно, в упор не видеть другого, и нагнать нужный градус.
Странное звено
Но наличия некоей уникальной программы у движения «Русский Образ» авторам показалось недостаточно. У всякого страшного сборища должны быть, как вы догадались, «кураторы», окопавшиеся в Кремле или Администрации президента РФ. А потому в статье возникает тезис о связях активистов движения «с верхами». В изложении авторов текста его «продают» читателям точно также - не особо концентрируясь на реалиях.
В качестве связующего звена между движением и «высокими начальниками» фигурирует некто Леонид Симунин. «С 2007 года помимо «Местных» Симунин стал курировать и «Русский образ», при этом активно с ним сотрудничая, говорит экс-лидер московских нацболов, а сейчас глава национал-демократического движения «Нация свободы» Роман Попков» - цитирует издание бывшего адепта организации Эдуарда Лимонова. Понятно, что «курировал» он не просто так, а представлял интересы чуть ли не Кремля. Иначе сюжетная линия, сами понимаете, поплывет, оставив радикалов без «высоких покровителей».
Свидетель собственных фантазий?
Однако дело вовсе не в сюжетной линии, а в том, что радикализм нацболов, а равно и их фантазии, известны довольно широко и не нуждаются в дополнительном описании. Кроме того, Роман Попков принимал участие в скандальной драке возле Таганского суда столицы, случившейся в 2006 году, за что и был осужден по этому факту. Во время побоища, с применением травматического оружия Попков якобы и познакомился с Леонидом Симуниным, так как тот в ходе столкновения, представлял «вражеский стан».
Кроме того, Попков осужден судом по Таганскому делу, лицо заинтересованное. Использование слов освободившегося из тюрьмы «жертвы» Симунина, имеющего прямые мотивы мести к нему, в статье «Газеты.ru» – мягко говоря, сомнительно.
Проще говоря, они не были даже приятелями. Тем более до такой степени, что Попков запросто выдает «некие детали» деятельности Симунина, о которых он, наверное, даже не догадывался. Мы тогда очень удивились: 25 лет, в спортивном костюме, кожаной куртке и туфлях — и вдруг такой чиновник», - вспоминает Попков в беседе с «Газетой.Ru», похоже, сам себе не слишком-то доверяя. Достаточно сказать, что если Симунин и имел отношение к движению «Местные», то на момент «знакомства» с адептом Лимонова, лидером организации он не являлся. Однако «Газету.ru» вполне устраивают такие «показания», тем более что ее страницы для героизации выходок лимоновцев – всегда открыты. Неужели собственным героям любому журналисту предписано верить на слово? Или «свидетель» решил по-своему отомстить всем и сразу?
«Профессия - куратор»
Похоже, что так. Ну а разбираться в вопросе кто такой Симунин на самом деле авторам некогда. Да и, видимо, не очень-то нужно. Достаточно сообщить, что он «курировал» и «вербовал». Вербовал и курировал. Хотя если говорить серьезно, то даже «Новая газета» в лице ее шеф-редактора признает, что никакого отношения к администрации президента, «куратор» не имел и иметь не мог. Кроме того, любой грамотный юрист подтвердит, что свидетель в суде – это официальный, прописанный законом статус. И согласно УПК в суде устанавливается личность свидетеля и там можно представляться только фактическим, официальным местом работы, что заносится в протокол по всей форме. Так что представить себе, что человек в суде представился, как сообщается, попросту невозможно.
Подозреваются все
Но «Газету.ru», такие «мелочи» не беспокоят, а потому страшная сюжетная линия – все шире. «Однако – пишет издание - о связях «Русского образа» с представителями госструктур говорит не только Горячев в своих показаниях, но и Евгения Хасис в разговорах с Тихоновым, записанных в конце октября - начале ноября 2009 года оперативниками ФСБ». О каких таких связях с «верхами» поведала г-жа Хасис в телефонную трубку? «Ты в курсе, что администрация президента не дала возможность устроить концерт, запретила проводить марш? — говорила она» - как бы раскрывает «связь» «Газета.ru». Авторов даже не смущает, что подобные слова содержатся в десятках выпусков новостей от оппозиции, в комментариях правозащитников и либералов, которым, как известно буквально все «запрещает Кремль». В этой же логике пора заподозрить в связях с государственными структурами – с МВД, ФСБ или Кремлем – все оппозицию без исключения.
«Серые зоны» общественной среды
Впрочем, писателям из «Газеты. ru» такая простая мысль в голову просто придти не может, поскольку основное это – «связь с верхами» и «спецслужбами». А то, что в различных социальных общественных и антиобщественных группах хватает, мягко говоря, проходимцев различного класса, которые и про «связи с Кремлем» соврут, и «генералами ФСБ» представятся, предъявив «липовое» удостоверение, мало кому интересно.
Вот, тот же Илья Горячев из «Русского Образа», на информации которого выстроены целые теории о «русском подполье» особой логикой не отличался.
«Наличие в «серой зоне» информаторов, которые коммуницируют со всеми нормально и необходимо – говорит источник, близкий к следствию: «Как известно, Горячеву Тихонов сказал об убийстве через год, под угрозой смерти он обязал его теперь хранить эту информацию. Думаю, только, что он нам врал, когда писал, что Симунин его просил познакомить с Тихоновым, а потом приобрести через него пистолет. Во-первых, из всего следует, что Горячев познакомил двух не знакомых между собой людей. Во-вторых, если они были знакомы, то зачем тогда потом просить приобретать пистолет через Горячева – через год? Видимо, на самом деле Горячев знакомит шапочно, а потом, имея желание стать посредником и получить разницу, предлагает различным знакомым оружие. Почему не состоялась контрольная закупка мы не знаем» - сообщил собеседник. «Мы не знаем наверняка, было ли прямым следствием знакомства Горячева и Симунина тот факт, что вышли на Тихонова, Горячев и Опер дали на него показания, но какую-то роль в том, что информация дошла до правоохранительных органов Симунин сыграл» - рассказывает он. Что же касается спецслужб и «работы в среде», в данном случае среди радикалов с националистическим уклоном, то наш собеседник был немногословен, дав, однако пищу для очевидных выводов. Он просто напомнил один простой факт, связанный с очередным расколом между ДПНИ и «Русским Образом». «Как ни крути, но в момент раскола ДПНИ и РО, они собрали по 2 тысячи человек параллельно, а после всего случившегося на Русском марше 2010 г. было 8 тысяч, а через месяц случилась Манежка» - напомнил собеседник. По его оценке, «на сегодня националисты – главная энергетическая сила улицы». «Именно с ними заигрывал сначала Алексей Навальный, а затем Эдуард Лимонов, призвавший после Манежки всех фанатов идти на акцию Стратегии-31. Как известно, НБП прямо оказалась причастной к беспорядкам».
«Жуликоватые проныры»
Понятно, что при таких бурных раскладах надо держать не только «руку на пульсе», имея картину происходящего, но и понимать, что уровень достоверности получаемых сведений требует особого внимания. «Три главных условия, при которых вы можете получать информацию по интересующей вас теме или кругу лиц от своих осведомителей, которые действуют как в госведомствах, так и у корпораций в бизнес-структурах» - говорит бывший офицер ФСБ, сегодня работающий в одной из крупных компаний.
«Первое. Человек должен быть примерно одних жизненных взглядов с объектом. Не прикидываться, а «быть», но в тоже время более умеренным, если речь о радикалах, чтобы понять, где опасность и оценить значимость сообщения». Правило второе, по его словам, состоит в «оборотистости» вербовщика. По словам эксперта, «он должен быть, ушлым и даже жуликоватым, пронырой, для того, чтобы уметь заинтересовать и связать с собой источник». Он также напомнил, что «классическая вербовка совграждан начиналась с магазина в котором нелегально с обеих сторон совершались сделки». Если говорить о бизнесе, - продолжает специалист, - то организация контракта с «откатом» для объекта – начало вовлечения сотрудника конкурирующей фирмы в работу». Третье, не менее важное правило - таких людей надо много. «Очевидно, что в этой ситуации всеми этими качествами и обладал некий Симунин. Но таких людей вертится вокруг любой корпорации вагон. И только сумма их сообщений, от слухов до каких-то документированных вещей, дает картину в целом, но и то, не всегда».
Читайте последние новости об Алексее Навальном и о борьбе с коррупцией в России в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|