Невысокий стартовый рейтинг большинства действующих губернаторов влечет за собой вмешательство в выборные кампании самых разных политических сил и финансовых групп, стремящихся провести в губернаторы своих людей. Ту же линию в ряде регионов преследует и федеральный центр. Отсюда высокий уровень конкуренции в борьбе за губернаторское кресло. С политико-административной точки зрения все губернаторы "упакованы" в сетку федеральных округов с их "наместниками". Последние в сентябре получили прямое указание президента вплотную заняться губернаторскими выборами. Другими сильными мерами воздействия являются назначение в регионы федеральных инспекторов, руководителей силовых структур и государственных телерадиокомпаний. Наличие у президента возможности отстранять губернаторов от должности в случае явных нарушений является сильным сдерживающим фактором: проверять, насколько на самом деле силен президентский гнев, не хочет никто. С экономической точки зрения губернаторам тоже некуда деваться: финансовая политика нынешнего правительства неуклонно ведет к концентрации ресурсов в центре. В результате сценарий губернаторских выборов 2000 года принципиально отличается от выборов 1996-го. В 2000 году центр уже не идет на уступки регионам. И это отнюдь не приводит к снижению лояльности губернаторов. Определяющим моментом является наличие на вершине властной пирамиды популярного и безальтернативного президента. Претенденты на губернаторские кресла стремятся показать свою близость к Путину. В нескольких регионах среди самых рейтинговых кандидатов числятся люди в погонах - представители армии, флота и ФСБ. Военные в глазах центра имеют два важных преимущества. Во-первых, они понимают, что такое иерархия, и всегда будут подчиняться главнокомандующему. Во-вторых, они не включены в местные экономические и политические разборки, не имеют компетентной команды, а значит, готовы расставить по ключевым постам людей, рекомендованных сверху. Однако регионов, где баллотируются генералы и адмиралы, не так много. Далеко не все они популярны (трудно идет раскрутка адмирала Владимира Егорова в Калининградской области), большинство не имеет опыта участия в выборах и ведет кампанию неадекватно (не сумел организовать свою кампанию Виктор Суржиков в Курской области, что привело к известным силовым действиям). Ярким примером встраивания в конъюнктурную волну стало выдвижение в Челябинской области депутата Михаила Гришанкова, который использует свою былую работу в "органах" как доказательство связи с Путиным. Глубинной интригой выборов является борьба финансовых и бюрократических кланов, причем скорее местных, чем федеральных. Как правило, главными соперниками губернаторов становятся конкуренты из региональной "партии власти" или крупные местные бизнесмены - накопленные средства уже позволяют им вести кампанию на уровне не хуже "московского". В результате неплохо раскручиваются такие местные "олигархи", как, например, Павел Анохин в Пермской области. Крупные столичные финансовые группы обычно ставят на действующих губернаторов, с которыми у них уже сложились партнерские отношения. Например, "Газпром" полностью устраивает астраханский губернатор Анатолий Гужвин, ЛУКОЙЛ - его волгоградский сосед Николай Максюта, ТНК - рязанский губернатор Вячеслав Любимов, а "Сибирский алюминий" - глава Хакасии Алексей Лебедь. Правда, в Калининградской области ЛУКОЙЛ поставил на Владимира Егорова, но для этого Леониду Горбенко нужно было умудриться поссориться с Вагитом Алекперовым. Исключение составляет разве что известная столичная группа во главе с Романом Абрамовичем и Александром Мамутом ("Сибнефть", "Русский алюминий", МДМ-банк). Она действительно выдвигает своих представителей в пику действующим губернаторам, примерами чего служит участие в выборах Абрамовича на Чукотке, Олега Савченко в Волгоградской области и Михаила Кузнецова в Псковской. У нынешней губернаторской "партии власти" нет сопоставимой по ресурсам противоборствующей стороны. Вместо этого имеется разрозненная группа соперников разного происхождения. У них явно не удается игра на протестном поле. Региональный протестный электорат оказывается дезориентирован, что ведет к росту поддержки действующих властей как меньшего из зол. Наглядными примерами стали неудачи Федора Сидоренко на Сахалине и Виктора Войтенко в Читинской области, из которых не получились лидеры протестного движения. Можно прогнозировать, что не менее половины губернаторов сохранят свои должности. Но вот состав новых избранников будет принципиальным образом отличаться от прежнего, в нем не будет крупных групп, равнозначных былой группе "красных" губернаторов. Нынешние выборы символизируют начало процесса смены региональной элиты. Поколение хозяйственников, вышедших из советской номенклатуры, постепенно утрачивает свои позиции в общественном мнении. Неудивителен отказ от участия в выборах уже четырех губернаторов. Во многих регионах "крепким хозяйственникам" уже начинают наступать на пятки молодые менеджеры. Кремль выжал максимум возможного в отношениях с регионами. Но в перспективе ситуация не столь радужна и безоблачна. Налицо дефицит кадровых решений, в результате чего единственной новаторской идеей кремлевской команды стало выдвижение военных. По-настоящему своих людей в регионах у Кремля почти нет и используемые им технологии не способствуют их появлению.
|