Об этом спрашивал недавно «Левада-центр». На выбор предлагалось 18 вариантов ответов, можно было выбирать несколько. Варианты были сформулированы на базе ранее проводившихся исследований на эту же тему. Веер вариантов, очевидно, хорошо покрывает поле существующих мнений, потому что ответов, не предусмотренных ими, — 5% и отказов отвечать — менее 1%. Ответы интересны сами по себе, но особую значимость они получают в сопоставлении с реакцией на другой вопрос, который задавался сразу же после этого: «А на каких основаниях и принципах должна держаться власть в стране, в которой вы хотели бы жить?» Набор возможных ответов был одним и тем же в обоих случаях.
В желанной стране власть, по мнению россиян, должна держаться на «соблюдении Конституции» (51%), на «государственной системе, созданной и работающей в интересах общества» (46%). А в России, отвечают чаще всего ее граждане, она держится на «круговой поруке чиновников, их коррумпированности» (33%), на «всей мощи государственной машины, работающей только на интересы власти» (30%), «на людях, привлеченных во власть по принципу личной преданности» (21%). О том, что наши власти опираются на «соблюдение Конституции», решились сказать менее 14%. Другие ответы демонстрируют такое же расхождение между тем, что люди наблюдают в жизни, и тем, что они хотели бы видеть. Почти четверть граждан (23%) недовольны «неподконтрольностью власти обществу и пренебрежением законами». В чаемой России, разумеется, такого не должно быть. Там власть опирается на «подконтрольность обществу и строгое соблюдение законов» (30%). Горечью отдает ответ о «свободных людях, осознающих свои интересы и умеющих их отстаивать». В идеальной России они были бы одной из пяти главных опор власти. В реальной — они на 13-м месте. Разделение властей в стране-идеале помещают в первую десятку, в реальной жизни этот принцип оказывается на последнем месте.
Работников «Левада-центра» часто спрашивают, опираются ли власти на наши данные. Вот ответ публики: лишь 5% россиян показалось, что российская власть опирается на поддержку общественного мнения. Но втрое больше тех, кто считает, что власть этим мнением манипулирует.
Представители начальства — в той небольшой мере, в которой они охвачены опросом, — явно не готовы соглашаться с управляемым ими народом в оценке природы их власти. Но их позиции тоже весьма характерны. Они в отличие от рядовых россиян главным признаком нынешней власти считают не всевластие чиновников и их круговую поруку, а зависимость всех органов власти (и значит, занятых там чиновников) от главы государства (43%). И не сказать, что они этим очень довольны. В идеальной стране на 1-е место (42%) они ставят не персону, но «государственную систему… работающую в интересах общества». А быть в зависимости от лица, пусть и первого, в идеале желали бы, оказывается, менее 6% чиновников. Автор — руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»
|