В пятницу, 1 февраля 2002 года, в силу вступает закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Этот нормативный акт - еще один реверанс в сторону мирового экономического сообщества - значительно осложнит жизнь отечественным банкам и изменит технологии работы с оффшорными банками. По версии правительственных структур закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" должен коренным образом изменить ситуацию с вывозом капитала из страны. Цена вопроса велика - по некоторым данным, за период свободного предпринимательства из России утекло около 300 млрд долларов. Кроме того, глава комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин объясняет актуальность закона необходимостью приведения законодательства по валютному регулированию в соответствии с международными нормами, требованиями FATF и Базельского комитета по банковскому надзору. Подобные меры необходимы для ускорения интеграции в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ВТО. Российские же банки, вдохновленные либерализацией законодательства по ВЭД, неожиданно очутились в ситуации новых взаимоотношений с государством и пересмотра привычных услуг и отчетности. Закон вступает в силу с 1 февраля. В соответствии с этим нормативным актом все кредитные организации обязаны направлять уполномоченному органу сведения обо всех операциях на сумму 600 тыс. рублей и более. Действие закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся практически все операции с наличными средствами, а также получение кредитов, особенно в неблагонадежных по версии ЦБ странах, операции по банковским счетам, перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца. "Пока непонятно, каким образом будет происходить реализация закона, - говорит начальник управления валютного контроля одного из коммерческих банков Олег Войцеховский. - Предполагается, что при банке должно быть создано специальное отделение. И проблема не только в том, что это потребует дополнительных человеческих и финансовых ресурсов, мы просто распугаем всех клиентов. Основное отличие данного закона в том, что нам придется сообщать не только о сделках, но и непосредственно о клиентах. Проблема тут психологическая - независимо от прозрачности бизнеса отечественные предприниматели побаиваются пристального внимания со стороны контролирующих органов. Кроме того, почему на банки фактически возлагаются функции фискальных органов?" Действительно, в соответствии с рекомендациями ЦБ, отраженными в Письме № 137-Т, на банки возлагается вся ответственность по проверке клиента, сделки, а также обязанность сообщать о них во вновь созданную "финансовую разведку", официально называемую Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КМФ РФ). Олег Войцеховский: "Все это нагромождение норм и правил совершенно неэффективно. По большому счету все схемы вывоза капитала и обналичивания валюты хорошо известны. Достаточно сказать, что основными "перевозчиками" капитала из России являются компании-экспортеры. Они зарабатывают за счет занижения контрактных цен и получения кредитов по завышенным ставкам. Эти средства в дальнейшем оседают на оффшорах. Проверка данных компаний могла бы дать гораздо больший эффект, чем сообщение о всех сделках на достаточно смехотворную для бизнес-процессов сумму от $20 тыс. и подробное изучение подноготной клиента". Очевидно, что ограничительные меры прежде всего ударят по оффшорным структурам. По некоторым данным, за основу упомянутого в законе перечня стран, которым будет уделяться особое внимание, будет взят список оффшорных зон ЦБ. С оффшорными банками борются во всем мире, но в нашей стране это превратилось в настоящую травлю. В результате в III квартале прошлого года впервые в посткризисное время нарушилась тенденция регулярного роста иностранных активов российских банков. По разным оценкам, эти активы снизились на $1,5-3 млрд. По мнению экспертов, этот процесс будет продолжаться. Так, отечественные банки еще не почувствовали на себе в полной мере последствий закона USA Patriotic Act, подписанного Бушем в октябре прошлого года. В соответствии с этим законом банки, желающие продолжить сотрудничество с американскими банками и сохранить в них корсчета, без которых просто невозможны любые расчеты в американских долларах, обязаны иметь лицензию центрального банка страны регистрации, быть подконтрольными специальному надзорному банковскому органу и вести текущий учет всех операций. Практически ни один оффшорный банк такой лицензии не имеет. А учитывая, что 80-85% безналичных транзакций проходит через США, российские банки не могут игнорировать патриотические требования США и продолжать сотрудничество с оффшорами. Еще одним ударом по оффшорным банкам стало включение с декабря прошлого года Черногории в список оффшорных зон ЦБ, операции с которыми подлежат обязательному резервированию. Не считая Анджуана и Доминики, нестабильная политическая ситуация в которых не позволяет рассматривать их в качестве надежных партнеров, бывшая югославская республика была последним оффшорным прибежищем для отечественных финансовых институтов. Так, из 1000 оффшорных банков Черногории более половины имели российское происхождение. "Оффшоры - это не ругательное слово. Действительно, существуют различные схемы по выводу капитала, обналичиванию и т.д. Но существует и масса компаний, которые используют оффшорные банки для оптимизации налогообложения и бизнес-процессов - взаиморасчетов по торговым операциям, размещения средств на фондовых рынках и т.д.", - считает Александр Трофимов, эксперт по валютным операциям крупного столичного банка. Практически все крупные американские и европейские банки имеют дочерние оффшорные структуры для клиентов, ведущих межнациональные операции. Американские, английские и канадские банки открывают оффшорные филиалы также для того, чтобы вести иностранную трастовую деятельность. Швейцарские - для выплаты свободных от налогов процентов по вкладам иностранных клиентов и участия в межнациональных соглашениях без уплаты швейцарских налогов. По некоторым данным, операции с использованием оффшорных банков занимали от 5 до 85% ВЭД российских финансовых институтов. В свете последних событий эти показатели начали стремительно падать, хотя мнения о перспективах использования оффшорных банков разделились. Эксперт компании Roche&Duffay Сергей Будылин: "В связи с нормативными актами ЦБ возможность использования оффшорных банков резко ограничена и постепенно сводится на нет". Впрочем, в одном из коммерческих банков нам заявили, что все равно будут предоставлять клиентам требуемые услуги, разрабатывая новые технология и усложняя схемы. А ограничительными мерами можно добиться только одного - клиенты потянутся из более или менее прозрачных банков в структуры менее легализованные.
|