Один из самых известных киллеров 90-х годов, лидер «саяногорской» ОПГ Владимир Татаренков 21 июля был экстрадирован в Москву из греческих Афин. Он отбыл 10-летний срок в Греции и теперь должен предстать перед российским судом по обвинению в организации целого ряда заказных убийств.
57-летний Владимир Татаренков (кличка Татарин) находится в международном розыске с 1994 года. Его обвиняют в совершении ряда заказных убийств. Причем обвинения ему выдвинуты по статьям сразу двух Уголовных кодексов— УК России и старого УК РСФСР: «бандитизм» (ч. 1 ст. 209 УК России), организация покушения на умышленное убийство (ст. 17, ст. 15, ст. 103) и организация умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах по предварительному сговору группой лиц (ст. 17, п.п. «д,з,н» ст. 102 УК РСФСР).
Сюжет телеканала "Вести" об экстрадиции Владимира Татаренкова Источник: vesti
Между тем Татаренков находится за решеткой с августа 1999 года. Полицейские греческого города Комотини задержали его при содействии Интерпола в его собственном отеле «King Maron». В номере были изъяты пять единиц огнестрельного оружия, большое количество боеприпасов, шесть ручных гранат и поддельные российские паспорта на него и его сожительницу Галину Челак, а также греческие паспорта. 9 февраля 2001 года Татаренкова осудили на 14 лет за незаконное владение оружием и подделку документов.
Татаренков известен тем, что в начале 2000-х годов давал скандальные свидетельские показания по делу бывшего председателя совета директоров КрАЗа Анатолия Быкова, для чего был временно депортирован в Россию. По греческому законодательству, депортация возможна лишь после отбытия наказания за преступления, совершенные в Греции.
Неприметный профессионал Владимир Татаренков попал в поле зрения правоохранительных органов в 1991 году. Уроженец Курска, он отбывал в Хакасии очередную судимость. Две его «ходки» были связаны с кражами и грабежами. Последний срок он получил в 1987 году за разбой. После освобождения Татаренков остался в Абакане, а потом перебрался в Саяногорск. Градообразующим предприятием там является крупный алюминиевый завод.
Довольно быстро Татаренков связался с местным криминалитетом и сделал определенную карьеру. При этом он сколотил «бригаду», которая, занимаясь водочным бизнесом и рэкетом, открыто могла противопоставить себя «положенцам», опиравшимся на воров в законе. Татарин, которого называли человеком незаурядным, очень жестоким, умным, обладающим прекрасными аналитическими способностями, действовал в духе «лихих» 90-х. Он со своими подручными прибывал на «стрелки» вооруженным до зубов.
Следствию не удалось доказать связь Анатолия Быкова (на фото) с преступлениями ОПГ Татарина Источник: (с) РИА Новости
Многие конфликты Татарин решал только с помощью оружия. В свое время представители следствия говорили о причастности его группировки к 15 заказным убийствам преступных авторитетов и предпринимателей. Интересно, что Татаренков не только руководил своими боевиками, но и сам мог взять в руки оружие. Выбирая удобный момент для нападения, он часами (если не днями) мог следить за ней. Отчасти в этом ему помогала довольно неприметная внешность.
Любопытно, что в криминальном мире профессионализм Татаренкова как киллера был высок. Его часто ставили выше, чем легендарного Александра Солоника (Саша Македонский).
Великая алюминиевая война Как утверждали оперативники, занимавшиеся делом группировки Татаренкова, именно в те годы он познакомился с Анатолием Быковым. В сферу интересов первого входил Саяногорский алюминиевой завод, а второй пытался взять под контроль такое же предприятие в Красноярске. События того времени называют «великой алюминиевой войной». Только в июне 1994 года, например, в Красноярске, Абакане, Минусинске и Саяногорске были убиты 10 человек. Как правило, все заказные убийства не раскрывались. Однако у Татаренкова, в отличие от Быкова, из затеи с заводом ничего не вышло.
В 1994 году начались повальные аресты людей из банды Татарина. Милиционеры стали их задерживать после убийства в Красноярске двух местных авторитетов. Позже некоторые из членов банды Татаренкова утверждали, что за этим расстрелом стоял Анатолий Быков. Впрочем, прямых доказательств этому так и не нашлось.
Дело Анатолия Быкова
Уголовное дело в отношении председателя совета директоров АО "Красноярский алюминиевый завод" (КрАЗ) Анатолия Быкова было возбуждено в апреле 1999 года. Его обвиняли в легализации доходов, полученных незаконным путем, незаконном хранении оружия, причастности к убийству и нарушении правил операций с драгоценными металлами. 29 октября 1999 года Быков был задержан на югославско-венгерской границе и 21 апреля 2000 года экстрадирован в Москву. 19 июня 2002 года Мещанский суд Москвы приговорил Быкова к шести с половиной годам заключения условно. Позже неоднократно суды высшей инстанции оставляли этот приговор без изменения. Однако в 2003 году Быков был избран депутатом Законодательного собрания Красноярского края, а в апреле 2005 года райсуд Красноярска снял с Быкова условный срок и погасил судимость, так как он отбыл половину срока без правонарушений, а также вел широкую благотворительную деятельность. В конце 2001 года адвокаты Быкова подали жалобу в Европейский суд по правам человека на то, что ему необоснованно продлевали предварительное заключение, а также злоупотребляли использованием технических средств наблюдения. В марте 2009 года суд удовлетворил иск, постановив, что российские власти должны выплатить Быкову 1 тыс. евро за моральный ущерб и 25 тыс. евро возмещения судебных издержек.
В 1994 году на Саяногорский алюминиевый завод пришел новый директор— Олег Дерипаска. Очевидцы связывают его приход именно с началом разгрома группировки Татарина. В конце концов многие из около 60 членов группы были задержаны, другие ударились в бега. В 1997 году девять участников группировки были осуждены.
Сам Татарин также успел скрыться, его объявили в розыск. Татарин регулярно появлялся то в Саяногорске, то в Красноярске и других городах. У него были фальшивые документы, даже удостоверение личности капитана ФСБ.
В свое время Татарин угрожал Олегу Дерипаске Источник: ИТАР-ТАСС
Он прятался в различных регионах, продолжая выполнять «заказы» на устранение людей. При этом он не оставлял попыток взять под контроль Саяногорский алюминиевый завод, поставив генеральным директором «своего» человека. Весной 1995 года было совершено покушение на коммерческого директора Саянского алюминиевого завода Валерия Токарева.
Татаренков скрылся в Греции, где и был в 1999 году задержан местной полицией. При аресте он оказал сопротивление.
Переменчивый свидетель 3 июня 2000 года Татаренков был временно экстрадирован по запросу российской стороны. Сначала на три месяца, позже срок был продлен до 3 декабря 2000 года. Официально он проходил свидетелем по делу двух красноярцев, обвинявшихся в убийстве бизнесмена. Однако по этому поводу его фактически не допрашивали, а пытались получить у него показания на Анатолия Быкова.
Татаренков, находясь в греческой тюрьме, заявлял, что расскажет всю правду о бывшем товарище и о том, как он «заказывал» устранение конкурентов. Любопытно, что от скуки Татаренков начал в тюрьме писать стихи. Его «собрание сочинений» насчитывает четыре тетрадки.
Отрывок из стихотворения Владимира Татаренкова, написанного им в греческой тюрьме в 1999 году
Жил да был на свете Бык, Звали его Толя. Он повелевать привык, Такая его доля.
Еще когда он был ребенок И по нужде в штаны ходил, В нем виделся большой подонок: Он нянечку копытом бил.
Наш Бык взрослел, и рожки крепли, Копыта становились все мощней, И слухи средь людей окрепли: «Нет в городе Быка страшней».
Однако, оказавшись в России, он вдруг отказался от дачи показаний, пояснив, что о преступлениях Быкова что-то узнал из газет, а что-то придумал сам.
Однако позже, в феврале 2001 года, вернувшись в Грецию, он снова изменил показания. Позвонив по телефону из тюрьмы в Афинах в красноярскую телекомпанию ТВК-6 канал, он заявил, что готов дать «разоблачительные показания» против Быкова. На вопрос, почему он передумал, Татарин пояснил, что люди Быкова обещали ему добиться его освобождения из греческой тюрьмы, но впоследствии «кинули».
Учитывая столь переменчивый нрав Татарина, сложно сказать, будет ли он сотрудничать со следствием после экстрадиции.
|