Продолжаем расследование громкого коррупционного скандала, связанного с закупками «Мерседесов» для российских чиновников. Что связывает таксистов-эмигрантов, сына мэра Чикаго, помощника армянского прокурора и российских сенаторов
Посредник — это лицо или организация, государство, при содействии, помощи которого ведутся переговоры между сторонами» (Большой толковый словарь). Это определение — универсальное описание любой коррупционной сделки: посредничество возникает тогда, когда две стороны преследуют собственные цели, но в силу разных причин не могут договориться напрямую и находят связующее звено. Ни одна крупная коррупционная сделка, особенно международная, не может обойтись без посредников. Недавний скандал с немецким автоконцерном Daimler — не исключение. Нам удалось выяснить, что весь рынок продажи «Мерседесов» в России — от логистики до дистрибуции — контролируют одни и те же люди: у них достаточно интересное прошлое и очень хорошие связи в настоящем.
Напомним историю конфликта. Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) расследовали деятельность немецкого автогиганта в течение нескольких лет. Американцам удалось установить: производитель «Мерседесов» долгое время давал крупные взятки чиновникам различных стран в обмен на государственные контракты. Всего в материалах дела насчитывалось примерно 200 взяточных платежей в 22 странах мира на общую сумму 56 млн долларов. Россия в коррупционном списке была среди лидеров. Взятки переводились на счета чиновников из ФСО, МВД, Министерства обороны…
Собранные доказательства были переданы в окружной суд Вашингтона. На недолгом заседании обвиняемые — сам Daimler и его представитель в России «Мерседес-Бенц РУС» — признали свою вину и согласились заплатить в бюджет США 185 млн долларов в обмен на прекращение дальнейшего разбирательства. В результате судебной сделки имена взяточников остаются в тайне.
Российские правоохранительные органы, поначалу никак не отреагировавшие на расследование американцев, начали изображать бурную деятельность только после личного указания президента Дмитрия Медведева. Департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД проводит внутреннюю проверку, о результатах которой меня обещали проинформировать. Генеральная прокуратура отправила запрос о правовой помощи в США: в случае если американцы поделятся документами и в них будут достаточные данные для возбуждения уголовного дела, Генпрокуратура даст ход расследованию, заверял глава ведомства Юрий Чайка. Честно говоря, в то, что расследование с российской стороны будет доведено до конца, — верится с трудом. И вы сейчас поймете почему.
Итак, перед нами классический пример коррупционной сделки. Есть производитель (Daimler), заинтересованный в сбыте своей продукции, — есть покупатель (чиновник), заинтересованный в откатах. Чтобы запустить механизм коррупционных договоренностей, осталось найти посредников. Как показывают материалы дела, в большинстве стран — от Нигерии до Китая — эту роль исполняли официальные дилеры или представители концерна, знакомые как с производителем, так и с заинтересованными покупателями. Только в России у этой схемы оказались свои особенности.
Дилеры
В 2001 году Daimler решил перейти в России на принцип генерального импорта, и компании потребовался надежный партнер, не просто знавший российский рынок, но, по-видимому, и специфику заключения крупных государственных контрактов. Таким партнером стала компания «Нью-Йорк Моторс-Москва» и ее филиал «Авилон», который был образован в том же 2001 году после подписания официального соглашения с представительством Mercedes-Benz в России. Что любопытно, согласно материалам американского расследования, начиная именно с 2001 года немецкий автоконцерн стал переводить взятки на счета российских чиновников.
ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Москва» — один из первых дилеров Ford в России. В 2006 году компания была признана лучшим дилером Ford в мире. А вот ее филиал — «Авилон» — в 2006—2007 годах стал лидером по продажам «Мерседесов» в Восточной Европе. По данным федерального реестра государственных контрактов, с 2007 года «Нью-Йорк Моторс-Москва» и «Авилон» осуществили, пожалуй, 90 процентов всех поставок дорогих «Мерседесов» для российских госорганов и спецслужб. В целом за последние 2—3 года эти компании заработали на госконтрактах более 3 млрд рублей. Среди основных покупателей — ФСБ, МВД, ФСО, СКП…
При этом у Daimler есть свой представитель в России — ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», которое как самостоятельное юрлицо вполне могло само, без посредников, заключать государственные контракты. Однако с 2007 года компания заключила всего шесть госконтрактов, которые в основном касались поставок запчастей для ФСО. Генеральный директор представителя Mercedes-Benz в России Юрген Зауэр не прокомментировал запрос «Новой газеты» и не ответил, заключала ли компания до 2007 года контракты самостоятельно или пользовалась услугами все тех же посредников.
Согласно базе данных SCRIN, учредителем ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Москва» числится зарегистрированная в штате Нью-Джерси компания New York Motors Corp, которая по состоянию на 2004 год принадлежала двум выходцам из Советского Союза, давно и прочно обосновавшимся в США, — Александру Варшавскому и Игорю Бакуненко. Forbes сообщал, что Александр Варшавский уже отошел от дел и передал управление автомобильным бизнесом Андрею Павловичу, генеральному директору «Авилона» и «Нью-Йорк Моторс-Москва». Павлович на запрос «Новой газеты» не ответил, однако бизнес-справочники штата Нью-Джерси до сих пор указывают на Варшавского как одного из владельцев New York Motors Corp.
Логистика
После того как Daimler перешел в России на принцип генерального импорта, автоконцерну потребовался и надежный логистический партнер, которым стала образованная все в том же 2001 году компания «Автологистика». По словам бывшего генерального директора фирмы Александра Малышко, сегодня компания возит почти весь объем продаж «Мерседесов» на российский рынок. В 2006 году крупнейший перевозчик «Мерседесов» стал партнером Ford Motor Company, а с 2007-го — считается единственным поставщиком «БМВ Руссланд Трейдинг».
Стопроцентным владельцем ООО «Автологистика», согласно базе данных SCRIN, является паевое товарищество OU Autologistika, зарегистрированное в эстонском городе Тарту. По данным эстонских коммерческих справочников, членами правления OU Autologistika числятся житель Тарту Свен Ария и некий москвич Карен Авагумян.
Ария — достаточно известный в Эстонии бизнесмен, связанный с логистикой: ему принадлежит собственная компания Lextrans, однако с 2001 года, после образования «Автологистики», Ария практически полностью сконцентрировался на российском рынке поставок «Фордов» и «Мерседесов». Тем не менее возникает ощущение, что эстонец в этом бизнесе — всего лишь младший партнер, потому что на наш звонок Свен Ария ответил, что не обладает достаточным объемом информации, и посоветовал обратиться в Москву. Мы так и поступили, однако в компании «Автологистика» наш запрос проигнорировали.
ООО «Автологистика» располагается в сельском поселении Лунево, недалеко от деревни Пикино. Эта территория (25 га) в 2006 году была переведена из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности. Как объявил тогда министр экономики Московской области Вячеслав Крымов, делалось это для строительства ремонтно-технического центра по обслуживанию грузового транспорта. Сумма инвестиций составляла 500 млн рублей, владельцем земли называлось ООО «Сельхозтранспорт».
Эта фирма была создана в 2005 году, ее основным владельцем считалась «Европейская Риэлторская Компания» (с 2007 года учредитель «Сельхозтранспорта» — кипрский офшор). Телефонный номер этой организации совпадает с номером дилера Mercedes-Benz — «Авилон», а адрес регистрации совпадает с адресом, по которому располагается «Нью-Йорк Моторс-Москва».
Более того, учредителями «Европейской Риэлторской Компании» еще недавно значились European Realty Corp, зарегистрированная в штате Нью-Джерси, и Камо Авагумян. Коммерческие регистры штата Нью-Джерси показывают, что руководителем European Realty Corp является все тот же Александр Варшавский, совладелец New York Motors Corp. А Камо Кимович Авагумян — видимо, брат Карена Кимовича Авагумяна, члена правления эстонского паевого товарищества OU Autologistika.
К нашему удивлению, имя бывшего совладельца «Европейской Риэлторской Компании» Камо Авагумяна полностью совпадает с именем старшего помощника генпрокурора Армении и официального представителя армянской генеральной прокуратуры в России.
Чтобы проянисть ситуацию, мы связались с самим Камо Авагумяном. Вот, что он сообщил: «Я знаком с Игорем Бакуненко и Александром Варшавским, но никаких партнерских и деловых отношений в настоящее время с ними не имею. Я являлся учредителем в ООО «Европейская Риэлторская Компания» и ООО «Жилинвест XXI». Однако в 2008 году, после принятия на работу по трудовому соглашению в генеральную прокуратуру Армении на должность старшего помощника генпрокурора, не обладающую прокурорскими полномочиями, вышел из состава учредителей данных компаний».
Однако, похоже, определенное отношение к «Европейской Риэлторской Компании» и «Жилинвесту XXI» Камо Авагумян сохраняет. По крайней мере мои звонки в эти фирмы с просьбой соединить с Камо Авагумяном никого не удивляли, со мной общалась его секретарь.
В эту общую группу компаний помимо «Автологистики» и «Сельхозтранспорта» также может быть отнесена фирма «Автологистика-транс», учредителями которой недавно считались все та же эстонская OU Autologistika и брат Александра Варшавского — Борис Варшавский.
Таким образом, вся цепочка реализации «Мерседесов» и «Фордов» — от портов Финляндии до продажи в Москве — фактически контролируется одной группой лиц. В связи с этим любопытным остается вопрос о том, кто осуществляет поставку автомобилей по территории Германии и США? В последнем случае этим, видимо, могут заниматься компании из штата Нью-Джерси, которые, по данным коммерческих регистров, связаны с Борисом Варшавским: Еxpress Trucking Service, Inc; Express Shipping Lines, Inc; Express Shipping Service Warkhouse.
Строительный бизнес и консалтинг
До 2008 года Александр Варшавский входил в совет директоров «Термостепс-МТЛ», ранее принадлежавшей холдингу «ВБМ-Групп», вместе с Игорем Путиным, двоюродным братом премьер-министра Владимира Путина. «Термостепс-МТЛ» был одним из ключевых активов холдинга, подконтрольного сенатору от Самарской области Андрею Ищуку. Сенатора и двоюродного брата премьера, судя по всему, связывает давнее знакомство: по сообщениям СМИ, именно Ищук позвал Путина к себе на работу. По некоторым данным, близок к Андрею Ищуку и его бизнесу и Александр Варшавский. По крайней мере Юрий Трахтенберг, в то время вице-президент «ВБМ-Групп», так объяснял появление Варшавского в совете директоров: «С этим человеком мы знакомы не один год, доверяем его опыту… Кроме того, компании Варшавского являются потребителями нашей продукции. Несколько объектов в Москве возведены в том числе и с использованием номенклатуры продукции «Термостепс».
О каких объектах может идти речь?
В 2005 году «Европейская Риэлторская Компания», учредителями которой являлись European Realty Corp Варшавского и Камо Авагумян, арендовала за 2 млн долларов у правительства Москвы на 49 лет 0,7 га земли (Волгоградский просп., вл. 45) для строительства офисно-торгового центра. В 2007 году был построен 21-этажный центр «Авилон-плаза» с площадью офисных помещений около 23 тыс. кв. м. Теперь этот центр стоит по соседству с салонами «Нью-Йорк Моторс-Москва» и «Авилон».
По тому же адресу, где зарегистрирована «Европейская Риэлторская Компания», находится другая строительная фирма — ООО «Жилинвест XXI». Учредителями этой компании числились находящаяся в Дэлавере Overseas Realty Holdings, LLC, Камо Авагумян и давний партнер Варшавского — Игорь Бакуненко, совладелец New York Motors Corp. Кроме того, одну из руководящих должностей в «Жилинвесте XXI» занимал и брат Александра Варшавского — Борис.
Эта строительная фирма является застройщиком монололитно-кирпичного жилого комплекса бизнес-класса «Сколков Бор» в престижном районе по Сколковскому шоссе. Комплекс состоит из четырех корпусов по 7—9 этажей. Судя по всему, строительство этого элитного комплекса не обошлось без обычной в таких ситуациях войны с выселяемыми местными жителями. Вот что писал по этому поводу блоггер m_kalashnikov:
«Четыре года мы отстаивали гражданские права и принимали меры по предотвращению попыток незаконно выселить нас из многоквартирных жилых домов, стоящих на великолепном участке с соснами, дубами, березами… в дом, построенный в недопустимой близости к четырем ЛЭП…
Без проведения открытого аукциона, без комиссии, определяющей необходимость сноса наших домов, глава администрации Одинцовского района Абраменко В.В. выпустила постановление о сносе домов в п. Заречье, имея в виду наш населенный пункт…
Представители ООО «Жилинвест XXI», заручившись поддержкой милиционеров… ходили по квартирам… и вручали уведомление: «Сообщаем Вам, что до 06.10.09 Вам необходимо переехать в предоставленное вам жилье в новом доме и выписаться из квартир, принадлежащих ООО «Жилинвест XXI», в противном случае будет произведено административное выселение в принудительном порядке. Генеральный директор И.В. Бакуненко». У людей шок: они и не собирались переезжать в дом под ЛЭП, а тут пришел генеральный директор с милиционерами и угрозами».
Брат же помощника генпрокурора Армении Камо Авагумяна Карен Авагумян — член правления эстонской OU Autologistika — имел интерес и в консалтинговом бизнесе. В частности, он числился учредителем в ликвидированной фирме ООО «Финансовый и юридический консалтинг» вместе с Валерием Василенко. К нашему удивлению, имя бывшего совладельца «Финюрконсалтинга» полностью совпадает с именем бывшего прокурора и вице-губернатора Приморского края — Валерия Владимировича Василенко, не раз упоминавшегося в СМИ в контексте коррупционных скандалов.
Конечно, это может быть простым совпадением, однако у бывшего прокурора и вице-губернатора Приморского края действительно есть свой интерес в юридическом консалтинге. Так, Валерий Василенко возглавляет владивостокскую фирму «Юридический и ситуационный консалтинг» («ЮСК»). К сожалению, дозвониться до Василенко и уточнить, являлся ли он вместе с Кареном Авагумяном соучредителем «Финюрконсалтинга», нам не удалось.
Если сугубо гипотетически предположить, что этот Василенко — все-таки бывший прокурор Приморского края, тогда легко понять, где он мог познакомиться с Авагумяном: с 1988 по 1990 год Василенко был прокурором Нагорного Карабаха.
Однако Камо Авагумян заверил нас, что с Валерием Василенко он не знаком и не владеет информацией о его трудовом пути.
Все начиналось с такси
ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Москва», принадлежащее New York Motors Corp Александра Варшавского и Игоря Бакуненко, было образовано в 1992 году на территории одного из таксомоторных парков столицы. У давних знакомых — Варшавского и Бакуненко — ныне крупнейших поставщиков «Фордов» и «Мерседесов» в России, действительно был свой интерес в таксомоторном бизнесе. В 1995 году, как сообщал «Коммерсантъ-Автопилот», четверо американцев русского происхождения откликнулись на призыв Юрия Лужкова возродить потерянное московское такси и учредили компанию под названием ЗАО «Московское такси». Двое из основателей в статье назывались: ими были Игорь Бакуненко и Эдуард Шейнин.
К 1996 году парк «Московского такси» насчитывал 200 машин. Сам Эдуард Шейнин рассказывал, что эмигрировал из Харькова в Нью-Йорк в середине 70-х годов, восемь лет отработал там таксистом, а затем вместе со своими знакомыми организовал собственный автопарк.
Партнером Шейнина стал Семен (Саймон) Гарбер, 12-летним мальчиком эмигрировавший с родителями в Нью-Йорк. В 1992-м, как сообщала американская пресса, Гарбера, к тому времени уже преуспевавшего бизнесмена, на отдыхе в Монако познакомили с элегантной парой, которой оказалась чета Слуцкер. И Гарбер, судя по всему, подружился с членом Совета Федерации Владимиром Слуцкером. А спустя какое-то время бизнесмен Гарбер попал в круг общения высокопоставленных российских чиновников. Сам Гарбер в интервью Chicago Tribune этого не скрывал: «Все зависит от того, с кем ты знаком. Очень важно иметь хорошие связи. Жизнь — двусторонняя дорога».
Владимир Слуцкер на тот момент владел активами в таксомоторных компаниях. И Гарбер начал свой собственный такси-бизнес в Москве — так, видимо, и появилось ЗАО «Московское такси», где партнерами помимо Гарбера стали Эдуард Шейнин и Игорь Бакуненко.
В 2001 году Саймона Гарбера познакомили в Москве с Патриком Дэйли, сыном мэра Чикаго, с которым поддерживает теплые отношения мэр Москвы. Спустя год после этого знакомства — в 2002-м — Гарбер начал скупать лицензии на такси в Чикаго.
(Важно отметить, что как в Чикаго, так и в Нью-Йорке таксомоторный бизнес полностью зависит от городской администрации, потому что там решается, кому выдавать лицензии и за сколько.)
Гарбер отрицал всяческую помощь со стороны сына мэра Чикаго. Он лишь замечал: «Мы очень хорошие друзья, но Патрик мне ни в чем не помогал. Единственный бизнес, нас связывавший, — это бутылка водки», — шутил одесский эмигрант в интервью Sun-Times Chicago. Администрация города Чикаго также всячески отрицала лоббирование. Любопытно отметить, что сам сын мэра — Патрик Дэйли — находился под следствием: он подозревался в скрытом владении акциями компании, которая без конкурсов выигрывала многомиллионные тендеры от чикагской администрации. И, видимо, от греха подальше Патрик Дэйли на некоторое время переехал в Москву, где, как сообщалось, у него собственный девелоперский бизнес.
Как бы то ни было на сегодняшний день Саймона Гарбера называют королем таксомоторного бизнеса в Чикаго. Ему вместе с Эдуардом Шейниным принадлежат Chicago Carriage Cab Company и Royal 3 CCC Chicago Taxi Association. В 2008 году Гарберу была присуждена премия как самому крупному оператору такси в Северной Америке.
Здесь важно отметить, что учрежденное в 1995 году «Московское такси» находилось по тому же адресу (ул. Верхняя Радищевская, д. 16), где располагались многие компании Александра Варшавского, Игоря Бакуненко и Камо Авагумяна — «Европейская Риэлторская Компания», «Жилинвест XXI», ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Москва». Там же была зарегистрирована фирма «Баджет — прокат автомобилей в Москве», членами совета директоров которой являлись все те же Александр Варшавский и Игорь Бакуненко, сегодня контролирующие рынок продажи «Мерседесов» и «Фордов».
Игорь Бакуненко отрицал свою причастность к ЗАО «Московское такси», однако после того, как мы отправили ему статью из «Коммерсанта-Автопилота», он перезвонил и вспомнил, что они действительно учреждали такую компанию, однако через два года после основания Бакуненко вышел из состава акционеров. От каких-либо дальнейших комментариев по поводу строительного бизнеса и государственных контрактов по поставкам «Мерседесов» Игорь Бакуненко отказался.
Эдуард Шейнин из Chicago Carriage Cab Company сообщил нам, что они вместе с Саймоном Гарбером уже давно не являются партнерами по бизнесу с Бакуненко и Варшавским. А на вопрос, в нормальных ли отношениях расстались, Шейнин ответил: «Конечно, мы постоянно встречаемся в Нью-Йорке, семьями дружим».
…С одной стороны, каким бы объемным и сложным ни казалось «дело Daimler», сегодня известно уже более чем достаточно для того, чтобы ответить на главный вопрос: кто брал взятки? Есть признательные показания, есть список офшоров, на которые переводились деньги, известны имена возможных посредников, которых можно допросить… Так что на первый взгляд «дело Daimler» не сложнее уравнения с одним неизвестным, решить которое по силам даже российским спецслужбам. Но если посмотреть с другой стороны, учесть обширный круг знакомств и связей тех, кто контролирует рынок продаж «Мерседесов» в России, в сообразительность правоохранительных органов верится с трудом.
Понимаете, вся эта фантастическая история с помощником армянского прокурора, сенаторами, американскими таксистами и московскими строителями далеко не уникальна. Она типична. И вывод можно из этого сделать только один: коррупционные связи в России столь переплелись, столь устоялись десятилетиями, настолько все повязаны со всеми самыми разнообразными и многочисленными щекотливыми сделками, что расследовать здесь ничего не получится. Тут либо каким-то образом демонтировать все это государство, либо утереться.
|