Скандальная история коррупционного продвижения контрактов немецким Daimler AG на территории 22 стран, в органах юстиции США, ставшими инициаторами этого дела, похоже, близка к завершению. В том числе и для российской «дочки» концерна, которая в Штатах отделалась штрафом. Но в России расследование только начинается.
Как сообщает портал «Право.ру», Федеральный суд округа Колумбия обязал компанию "Мерседес-Бенц Рус", являющуюся дочерним концерном немецкого Daimler AG, выплатить штраф в размере 27,36 миллиона долларов за нарушение антимонопольного законодательства.
Суд признал, что компания нарушила закон США по борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности. Одновременно было вынесено решение оштрафовать и немецкую компанию Daimler Export and Trade Finance на 29,12 минллионов долларов. Эти суммы были вычтены из размера штрафа, присужденного ранее Daimler AG.
Российский филиал концерна на фоне этих разбирательств признал свою вину в подкупе чиновников и предложил правоохранительным органам России свою помощь в расследовании реализованным схем. В дело вмешался и президент России Дмитрий Медведев. Он поручил проверить обстоятельства поставок автомобилей Mercedes некоторым госструктурам.
По имеющейся информации, Daimler AG выручил на российском авторынке почти на 1,4 миллиарда евро (1,8 миллиарда долларов) с 2000 по 2005 годы. При этом за то же время компания потратила на взятки российским чиновникам около 3 миллионов евро ( или 4 миллиарда долларов). В ходе разбирательства было установлено, что коррупционные схемы позволили Daimler получить дополнительную прибыль в размере не менее 50 миллионов долларов.
И вот на основании закона "О запрете подкупа должностных лиц за границей" (Foreign Corrupt Practices Act), американская Фемида приговорила концерн к штрафу. Моральный ущерб обществу, само собой, неизмерим, хотя и очевиден. Но бизнес-сообщество он, похоже, не волнует.
Меж тем, в России разбирательство по этому делу только началось. Сначала к теме подключился департамент собственной безопасности МВД России. Следом подключились и сотрудники Федеральной службы Охраны (ФСО).
«После появления, в том числе и в СМИ, информации о том, что сотрудники ведомства [МВД] могут быть замешаны в этом скандале, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев дал указание провести служебную проверку по изложенным фактам» - сообщили в пресс-службе МВД.
Представитель центра по связям с прессой и общественностью ФСО РФ сообщил журналистам, что их "проверка проводится по указанию директора ФСО Евгения Мурова". «Специалисты и эксперты профильных подразделений изучают документы, связанные с подготовкой и подписанием контрактов на закупку автомобилей для Гаража особого назначения». Ну а следом за МВД и ФСО проводящих внутреннюю проверку сомнительных сделок, к делу подключилась Генеральная прокуратура России.
Она, как заявил генпрокурор Юрий Чайка, запросила у США данные по расследованию в отношении автоконцерна Daimler, подозреваемого в коррупции при поставках в Россию автомобилей для госорганов.
«Когда Минюст заявил о коррупционной составляющей при закупке «Мерседесов» для нужд силовых ведомств, мы инициировали внутреннюю проверку и запросили в Минюсте США официальные документы по данному расследованию. Запрос направлен три недели назад, пока мы информацию не получали» - рассказал генпрокурор. Кроме того, запросы по похожим обстоятельствам направлены и в Германию по делу, связанному с сомнительными методами поставок программного обеспечения Генпрокуратуре РФ менеджерами компании Hewlett Packard. Согласно озвученной версии, поставщики за подписание контрактов заплатили ?8 млн. Схема шла через дочернюю немецкую компанию, а общий объем контракта тянул на ? 35 млн. Расследование по этому делу ведут правоохранительные органы Германии, США и России.
Впрочем, скорой реакции, как того требовали различные общественные деятели, не вышло. Ни США, ни Германия информации запрошенной Россией по официальным каналам к настоящему моменту не предоставили. «Пока никаких данных у нас нет. Будут материалы из Дрездена — мы возбудим уголовное дело» - подчеркнул российский генпрокурор. И, похоже, нас ждет еще много интересного.
FLB: На этом фоне прокуратура Франкфурта начала расследование в отношении, по меньшей мере, десяти сотрудников дочерней компании Немецких железных дорог (Deutsche Bahn) — DB International (DBI).
Их подозревают в даче взяток и подкупе должностных лиц за рубежом для получения выгодных контрактов. По словам представителей Deutsche Bahn, речь идет, по самым скромным оценкам, о миллионах евро, которые с 2005 года были потрачены на подкуп должностных лиц. Фигурируют ли в этих делах российские имена и фирмы пока не совсем ясно. Разбирательство, впрочем, только началось и его итогов следует подождать.
А вот что же касается общественного аспекта всех этих дел, то здесь много любопытного. Начиная с закона США «О коррупционных практиках за рубежом», принятого в 1977 году и позволяющего США использовать его по своему усмотрению как в целях глобальной конкурентной борьбы, что, по всей видимости, и произошло с Daimler. Так и по части извлечения денег для казны в виде гигантских штрафов. И хотя по данному закону можно сесть на пять лет, уличенные в коррупции компании предпочитают «мирно» откупиться. В Европе же эти нормы только приживаются. Там дача взятки за границей до последнего времени считалась "иностранной проблемой".
Последние новости о методах борьбы и противодействии коррупции в России читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|