Испугавшись, что думцы сами примут закон, согласно которому в России будет национализироваться частная собственность, правительство спешит создать собственный законопроект о национализации. "Ведомостям" стали известны основные положения этого проекта, который, по словам первого замминистра имущественных отношений Александра Бравермана, будет внесен в Думу в начале второго квартала. Согласно правительственному проекту, запустить процесс национализации сможет только само правительство. Возможных оснований для этого два - интересы национальной обороны и безопасности, а также обеспечение социальной стабильности. Первым делом правительство будет нанимать независимого оценщика, который определяет рыночную стоимость нужного государству актива. Если владелец не согласен с оценкой, он нанимает своего оценщика и подает на правительство в суд. После того, как дело пройдет три судебных инстанции, правительство закрепляет в бюджете средства на выкуп предприятия, а уже потом вносит в Думу инициативу о национализации. Если Дума ее принимает, компания выкупается. По информации "Ведомостей", на оформлении каждого случая деприватизации отдельным законом настаивает Главное правовое управление Кремля. До сих пор правительство медлило с внесением в Думу законопроекта о национализации. На днях, однако, депутаты показали, чем это грозит. Неожиданно был принят в первом чтении законопроект депутата Адриана Пузановского (группа "Народный депутат") , с которым правительственные чиновники в корне не согласны. И хотя в пятницу по инициативе фракции "Единство" этот документ был возвращен в первое чтение и триумфально провален, авторы правительственного проекта натерпелись достаточно страха, чтобы ускориться. "Проект Пузановского фактически разрешает любому депутату выступить с законодательной инициативой национализации того или иного предприятия, и если такого депутата поддержит Дума, правительству придется автоматически выполнять этот закон - то есть обязательно оплачивать из бюджета покупку, которая, вполне возможно, и не нужна исполнительной власти", - говорит разработчик правительственного законопроекта, замруководителя департамента нормативно-методического обеспечения Минимущества Евгений Дитрих. Кроме того, по словам Дитриха, если бы думцы могли инициировать национализацию, у владельцев национализируемых предприятий практически не было бы возможности оспорить решение властей. Законы такого уровня рассматривает только Конституционный суд. Но он лишь устанавливает соответствие закона Конституции, а не принимает локальных решений по предприятиям. Логичнее, считают в Минимуществе, принять единый закон о национализации, а судьбу конкретных предприятий решать в суде, опираясь на указы президента и постановления правительства. В Думе больше поддерживают правительственный вариант: "Если проект Пузановского никуда не годился по всем параметрам, то правительственный реально более прозрачный", - говорит зампред комитета по собственности Григорий Томчин. Так что депутаты, скорее всего, дождутся теперь проекта из Белого Дома. Дитрих считает, что этот проект учтет интересы собственников. Однако, с точки зрения представителей частного сектора, "белые места" есть и в правительственном проекте. Опасения у экспертов вызывает право прокуратуры, закрепленное в законе о прокуратуре и Арбитражно-процессуальном кодексе, подавать судебные иски в защиту общественных и государственных интересов. Применительно к национализации, по описанию главы юридической компании "Вегас-Лекс" Альберта Еганяна, это выглядит так: "На федеральном уровне будет предварительно решено, что возмещению за национализированное имущество подлежит 100 млн руб. , а прокуратура, опираясь на общую норму об общественных и государственных интересах, через суд добьется решения о компенсации в 1 млн руб. ". Поэтому, по мнению Еганяна, надо ясно представлять, в каких границах будут лежать полномочия прокуратуры в сфере национализации.
|