В 2009 г. «Трансойл» увеличил объем перевозок на 0,4% до 49,2 млн т нефти и нефтепродуктов, подсчитала компания «InfoLine-аналитика». Парк компании составляет 35 000 цистерн, из них 8500 — в собственности. Всего в России по железной дороге было перевезено 228 млн т нефти и нефтепродуктов, гласят данные РЖД. Таким образом, доля «Трансойла» на этом рынке — 22%.
Больше «Трансойла» перевез только Globaltrans, говорит гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров. Вместе с «Балттранссервисом», с которым компания объединилась в декабре прошлого года, оператор перевез 52,8 млн т грузов, отмечает Бурмистров. Впрочем, уже в этом году «Трансойл» может выйти на первое место. Компания собирается увеличить объем перевозок до 60 млн т, сказал «Ведомостям» представитель компании.
«Трансойлу» удалось добиться такого успеха благодаря совладельцу — Геннадию Тимченко, утверждают сотрудники двух конкурирующих железнодорожных операторов. Предприниматель действительно является мажоритарным акционером «Трансойла», подтвердил представитель компании. Тимченко занимается железнодорожными перевозками еще с 1990-х гг. Ему с партнерами принадлежал один из крупнейших железнодорожных операторов — «Линк-ойл», занимавшийся перевозкой нефтепродуктов с Киришского НПЗ. В 2003 г. Тимченко и его партнеры разделили бизнес. Часть цистерн «Линк-ойла» отошла «Трансойлу».
«Трансойл» фактически монополизировал некоторые экспортные маршруты, говорит сотрудник одного из конкурирующих железнодорожных операторов. Например, с 2003 г. компания перевозит все нефтепродукты в прибалтийские порты с принадлежащего «Сургутнефтегазу» «Киришинефтеоргсинтеза». По данным РЖД, компания за январь — сентябрь 2009 г. отправила на экспорт с «Киришинефтеоргсинтеза» 13,4 млн т нефтепродуктов. Это «достаточно корректная цифра», сказал представитель компании. Он также отметил, что перевозчик является единственным экспортером нефтепродуктов НПЗ, однако заявил, что в «отношениях компании со всеми партнерами действуют рыночные механизмы и процедуры». Представитель «Сургутнефтегаза» на запрос «Ведомостей» не ответил.
По данным РЖД, в целом по стране объем грузоперевозок снизился на 15% до 1,1 млрд т. Но «Трансойлу» проблемы не грозят до тех пор, пока сильны позиции Gunvor, закупающей треть экспортируемой из России нефти, говорит источник в одной из компаний-перевозчиков. Более того, нынешний статус позволяет оператору расширять парк за счет аренды у других владельцев подвижного состава, добавляет он. Первая грузовая компания сдает цистерны в аренду «Трансойлу», сказал представитель компании, но сколько — не уточнил. «Балттранссервис» несколько лет назад сдал «Трансойлу» около 400 цистерн, они сейчас работают на востоке России, но и сам арендовал у «Трансойла» 300 цистерн в европейской части страны, отмечает гендиректор компании Владимир Прокофьев
|