Запоздалое признание провокатором
Три крупных исламских организаций России призвали мусульман обратить внимание на "негативную деятельность" руководителя Исламского культурного центра Абдул-Вахеда Ниязова. "Ниязов и его люди, преследуя исключительно личные, политические и коммерческие цели, создают вокруг объединения мусульман России ненужный ажиотаж", - говорится в заявлении рабочей группы с участием представителей Центрального духовного управления мусульман России, Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. По мнению членов рабочей группы, А.-В.Ниязов (глава общественного крыла Совета муфтиев) и его окружение "пытались и пытаются дезориентировать и мусульманскую общественность, и государственную власть". Группа призвала исламские организации "прекратить контакты с этими провокаторами". "Это объединение мусульман России не их дело, их никто не уполномочил, и не им придется отвечать за этот процесс перед уммой, будущими поколениями и перед Аллахом", - заявил на пресс-конференции после заседания представитель Совета муфтиев России Рауф Забиров, зачитавший для СМИ часть принятой рабочей группой резолюции, касающуюся А.-В.Ниязова. Участники рабочей группы также выразили мнение, что глава Исламского культурного центра, пытаясь сейчас активно инициировать объединение российских мусульман, тем самым "хочет реабилитировать себя перед властями и общественностью". Именно А.-В.Ниязов, по мнению членов рабочей группы, в 1990-е годы способствовал расколу исламских общин. Исполнительный директор Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев выразил мнение, что активность А.-В.Ниязова в последнее время может быть связана с тем, что "скоро выборы, и он, возможно, хочет в депутаты". Ш.Пшихачев добавил, что вокруг А.-В.Ниязова "постоянно раздуваются финансовые скандалы, но при этом рядом с ним оказались люди, не имеющие реального отношения к религиозной жизни".
Давно забытое дежавю
На самом деле Ниязова вывел на федеральную политическую сцену глава МЧС Сергей Шойгу, когда ему поручили возглавить блок "Единство", предшественника «Единой России». В те годы Ниязов возглавлял карликовое исламское движение "Рефах". Сергей Шойгу, выступая на одном заседании совета движения, проходившем в "Президент-отеле", заявил, что "Рефах" является ни много ни мало "блокообразующей организацией "Медведя". На заседании присутствовал и начальник управления президентской администрации Андрей Логинов. Шойгу возложил на Ниязова обязанность "мобилизовать голоса 20-миллионного электората российских мусульман", включил в избирательный список "Единства" и в Координационный совет блока. Между тем у Ниязова уже сложилась устойчивая репутация человека не только скандального, но и "нерукопожатного" еще в начале 90-х, когда он взялся покорять Москву, точнее - столичную мечеть. 20-летний неофит сумел в считанные месяцы подружиться с сотрудниками посольства Саудовской Аравии (КСА) в Москве. В апреле 1991 года при финансовой поддержке саудитов он создает Исламский культурный центр Москвы (в 1993 году переименован в Исламский культурный центр России /ИКЦР/) и становится его генеральным директором. Ниязов сосредоточился на совместных с саудитами проектах. Принимая деньги у восточных патронов, он на Коране обещал потратить их на возрождение ислама в атеистическом государстве. Так же поначалу считали и другие сотрудники ИКЦ. Первые подозрения в нечистоплотности Ниязова возникли через полтора-два года. Бывший директор департамента по делам благотворительности ИКЦ Разия Халитова обнаружила немало фактов, доказывающих, что Ниязов распоряжался пожертвованиями, мягко говоря, весьма произвольно (благо у зарубежных мусульман не принято брать расписок). Значительная часть денег, предназначенных на строительство учебных заведений, по ее сведениям, ушла на благоустройство личной жизни главы ИКЦ. В ноябре 93-го почетный президент ИКЦР Абдель Ходжа получил заявление, подписанное директорами 8 (!) департаментов ИКЦР, в котором, в частности, говорилось: "...Выражаем недоверие генеральному директору А. Ниязову и управделами ИКЦР Д. Серажетдинову (ныне председатель "Рефаха". - Авт.) Вся деятельность Ниязова и Серажетдинова, злоупотребляющих служебным положением, направлена на личное обогащение". В марте 1994 года имам-хатыб Московской Соборной мечети Равиль Гайнутдин вынужден был выступить со своим заявлением по этому поводу, в котором, в частности, говорилось: "...за неоднократные нарушения Устава, а также за превышение своих полномочий и действий, приведших к расколу мусульманской общины не только Москвы, но и России, А.Ниязов был отстранен от занимаемого поста. Начиная с того времени, его деятельность на этом посту прекратилась и не признавалась ни мной, ни Советом ИКЦ, который был образован Московской Соборной мечетью. Считаем, что нарушение им высоких требований мусульманской морали, приведшее к столь губительным последствиям, не дает право господину А.Ниязову впредь выступать от имени мусульман и мусульманских организаций столицы и более того - России". Ниязов моментально отмел скандальное обвинение как "преследование по политическим мотивам". Конфликт замяли, а исламский соратник Шойгу ушел от греха подальше в большую политику, где присущие ему слабости часто считаются достоинствами. Оптовая торговля голосами мусульман
Уже в феврале 1994 года Ниязов участвует в организации Высшего Координационного Центра Духовных управлений мусульман России (ВКЦ). Через год становится инициатором создания Союза мусульман России (СМР), возлагает на себя обязанности его сопредседателя и председателя исполкома. В декабре 95-го баллотируется - правда, неудачно - в Государственную думу по общефедеральному списку СМР. Ниязов обладает фантастической способностью просачиваться в самые неожиданные места, о чем свидетельствует и его круг знакомств. Добившись, например, аудиенции у Папы Римского, он получил от него письмо к Джохару Дудаеву. Весной 95-го Ниязов побывал у принца Агахана IV, главы влиятельнейшего ордена исмалиитов. Этого Ниязов мог достичь, заручившись рекомендациями официальных лиц в Кремле, которым "исламский культурист" организовывал поездки в Мекку - за счет короля Саудовской Аравии. А накануне прошедших выборов Ниязов, будучи в составе делегации Союза мусульман России, был принят самим Виктором Черномырдиным. Глава карликового СМР великодушно пообещал премьеру передать голоса всех российских мусульман НДР, а ЧВС, видимо, поверил. С того момента свои частые вояжи по стране председатель ИКЦ совершал на авиалайнере, принадлежащем одной из дочерних фирм "Газпрома". Летом 95-го Ниязов многажды посещал Ингушетию, Дагестан, Кабардино-Балкарию, Ставропольский край, Чечню. Встречался с Дудаевым и его ближайшим окружением. По данным правоохранительных органов, Ниязов являлся одной из ключевых фигур в решении финансовых проблем Дудаева, играя роль посредника между заинтересованными кругами Саудовской Аравии и представителями так называемого чеченского сопротивления. Чеченский информационный центр в Кракове создавался при его участии. Как видим, диапазон полезных связей Ниязова простирается от Дудаева и Агахана IV до Черномырдина и Папы Римского. Обладая известным умением, такие связи можно легко конвертировать в наличные. В конце марта 1996 года Ниязов обратился к Ельцину - не напрямую, конечно, а письменно через президентскую администрацию. Выразив озабоченность тем, что "фаворитами нынешней кампании являются коммунисты", он предложил амбициозный проект, гарантирующий президенту 20 миллионов голосов. Суть его заключалась в просьбе дать деньги на "организацию паломничества 1600 мусульман к святым местам ислама в Мекку, строительство и ремонт мечетей, создание религиозной передачи на РТР и выпуск мусульманской газеты тиражом 200 тысяч экземпляров". Молодой человек был приглашен тогдашним руководителем администрации Сергеем Филатовым на Старую площадь, но бюджетные деньги не потекли рекой в кассу СМР, как рассчитывал Ниязов. Зато руководитель фракции НДР в Госдуме Сергей Беляев предоставил Ниязову помещение для штаба СМР. Пользуясь государственной, так сказать, крышей, он получил возможность брать крупные кредиты у коммерческих организаций, которые, как оказалось, контролировались чеченскими и ингушскими ОПГ. Сладкая жизнь сопредседателя "Рефаха" продолжалась недолго. Уже в конце 96-го кредиторы потребовали: или деньги, или "секир башка". Тогда Ниязов фактически продал СМР мало известному в те годы дагестанскому авторитетному человеку Надиру Хачилаеву. Осенью 96-го Ниязов и Хачилаев учинили скандал в Исторической мечети Москвы. Заявившись в мечеть с группой ваххабитов, они попытались выставить на улицу законного имама Махмуда Велидова. Прямо в святилище завязался кулачный бой - случай у мусульман беспрецедентный.
«Уралмаш» - наш
Пожертвовав СМР, Ниязов решил на время уйти из большой политики и отнюдь не с миссионерской целью отправился на завоевание регионов, богатых природными ресурсами. В августе 1997 года он вместе с неким Нафигуллой Ашировым организовал и провел в Тобольске так называемую конференцию мусульманских организаций Сибири и Дальнего Востока, на которую собралось около 400 человек. В милицейских досье Аширов фигурирует как уголовник-рецидивист. В 1971 году он был осужден в Тюмени за грабеж. Вышел из тюрьмы и тут же вновь угодил за решетку - на этот раз за хулиганство. Потом Аширов вошел в Совет духовных наставников "Рефаха", а сейчас называет себя муфтием Духовного управления мусульман Азиатской части РФ. Итогом помпезной конференции явилось учреждение Межрегионального духовного управления мусульман Сибири и Дальнего Востока, главой которого был избран Аширов, а его заместителем Ниязов. Финансировать, говорили учредители, нас будут зарубежные исламские организации. Кроме того, руководство администраций нефтегазодобывающих округов якобы пообещало им безвозмездно какое-то количество нефти и газоконденсата. Однако дармовой газоконденсат был лишь приманкой для провинциалов и ближневосточных предпринимателей, не осведомленных о прошлом этих исламских деятелей. На деле же Ниязов использовал спонсорские деньги на свои разъезды по восточным странам. Кстати, наиболее тесные связи он установил с такими фундаменталистскими организациями, как партия "Рефах" (Турция), Исламское движение (Йемен), Исламская партия Возрождения (Алжир), "Джамаат Полами" (Пакистан). Свои деньги Ниязов и Аширов добывают совсем из другого источника. Самое же интересное - то, что Союз мусульманской молодежи - дочерняя организация ИКЦ, созданная при непосредственном участии соратника Шойгу. Оказалось, Ниязов находится на содержании уралмашевской группировки, промышляющей фальшивой водкой. Взамен он обещал авторитетам, стремящимся в Госдуму, "обеспечить на выборах голоса ста тысяч свердловских мусульман".
Кому это надо?
Возможно, Шойгу и не подозревал о прошлом Ниязова и его братков-мусульман. Взял то, что предлагала президентская администрация. Сведущие люди рассказывали, что летом 1999-го Ниязов пребывал в совершенном унынии: на носу выборы, а финансовые потоки плывут мимо. Он уже подумывал о том, чтобы "завязать" с большой политикой, продать свои исламские организации и сосредоточиться на бизнесе. Однако ему удалось найти кого-то вблизи Кремля, чтобы выгодно продать "голоса мусульман". А чиновники, вроде бы стоящие на страже государственных интересов, они-то навели справки о лидерах "Рефаха"? Абсолютно уверен в том, что в президентской администрации о деятельности Ниязова знали практически все. Еще в 1994 году полномочный представитель Центрального духовного управления в Москве отправил на Старую площадь аналитическую записку, в которой, в частности, говорилось: "...Бесконтрольная деятельность зарубежных исламских организаций и благотворительных фондов (в основном Саудовской Аравии, Пакистана и Турции), избегающих контактов с официальным духовенством, в деятельности которых четко просматриваются тенденции по созданию на территории России т.н. исламской оппозиции. Ее основными задачами являются: а) подрыв авторитета и отстранение официального духовенства от духовного управления верующими через созданные ею ИКЦ и ВКЦ - базу "параллельного ислама", руководители которой полностью зависят от саудовских денег; б) просвещение молодежи в учебных лагерях через призму нетрадиционных для России мусульманских канонов с последующим отбором и "полулегальным" вывозом... кандидатов для фундаментального обучения за рубежом... в) осуществление стремления (через пропаганду единства исламского мира и высвобождения от всего чуждого мусульманам) построения исламского государства на Юге России". Как ни странно, деятельностью Ниязова в большой степени обеспокоены официальные представители арабских государств. 4 июня 1998 года прошло заседание Совета послов арабских государств в Москве, в котором участвовали главы дипкорпусов 19 мусульманских стран - Иордании, ОАЭ, Алжира, Туниса, Сирии, Ирака, Ливана, Египта и прочих. В повестке дня заседания рассматривался вопрос о деятельности нашего героя. Редакция располагает протоколом этого заседания. Цитируем: "Совет выразил беспокойство по поводу того, что деятельность ИКЦ активизируется только в период выборов или других политических мероприятий. Она, по большей части своей, связана с проведением провокационных кампаний по созданию исламских политических движений и партий... За А.Ниязовым числятся и такие неблаговидные поступки, как попытка создания альтернативного духовного управления мусульман Сибири. Насильно отстраняя уже признанного муфтия, он создает прецедент раскола и раздора в рядах мусульман. Опасный характер его деятельности, основанной на обмане и мошенничестве, порочащие мусульман действия и слухи, поддерживаемые внешними силами, создают разногласия как в среде самих российских мусульман, так и затрудняют положение посольств арабских государств, нанося вред их отношениям с российскими властями и российскими религиозными кругами". Выходит, представители арабских государств более обеспокоены деятельностью Ниязова, чем кремлевские чиновники. Хотя логика тут понятна: кремлевские чиновники приходят и уходят, а российские мусульмане остаются, и с ними надо поддерживать нормальные отношения.
|