Решение о мере пресечения для вице-мэра принял Центральный районный суд Новосибирска, а для главного эксперта по физкультуре и спорту областной администрации Александра Солодкина-старшего — Заельцовский суд. Отец и сын проходят по делу об организации преступного сообщества, бандитизме, совершении ряда убийств, вымогательств, мошенничеств и других тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в 1990-2009 гг. Дело было заведено в июне 1999 г. после покушения на лидера новосибирской армянской национально-культурной автономии Фрунзика Хачатряна.
Солодкину-младшему предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 167 (соучастие в умышленном повреждении чужого имущества) и по ч. 1 ст. 210 (участие в деятельности преступного сообщества) УК РФ, сообщил вчера в суде следователь Роман Цыганков. А в среду старшему Солодкину предъявили обвинения по ч. 4 ст. 33 (подстрекательство к убийству) и ч. 2 ст. 210 (участие в организованном преступном сообществе) УК РФ, сообщила его адвокат Светлана Ткаченко.
Заседание суда по делу вице-мэра началось в 10 утра и закончилось после трех перерывов в седьмом часу вечера. Супруга Солодкина-младшего Софья просила выпустить его под залог в 1 000 070 руб. — это все деньги, «которые есть у нее на счетах». Защита просила приобщить к делу поручительства губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, депутата Госдумы, трехкратного олимпийского чемпиона Александра Карелина и секретаря политсовета регионального отделения партии «Единая Россия», председателя облсовета Алексея Беспаликова. Суд всем отказал. Такие же ходатайства были поданы и в защиту Солодкина-старшего, говорит Ткаченко. Она также предлагала суду внести за Солодкина залог, но безуспешно.
Это самый громкий политический скандал в новой истории Новосибирска. Под экономическими статьями ходили и ходят несколько бывших и действующих чиновников мэрии и областной администрации, но никогда представители власти не были фигурантами криминальных историй.
Откуда пошли
Официальная биография 66-летнего Солодкина-старшего крайне скупа. Родился в Новосибирске, с детства занимался баскетболом. В 1960-х — начале 1970-х гг. — тренер местных спортклубов «Зенит» и «Молодость», в 1973 г. — создатель мужской баскетбольной команды «Локомотив». Потом провал в сведениях на 20 лет. В 2003 г. Солодкин возглавил областное управление физкультуры и спорта, в 2008 г. ушел на пенсию, но остался в обладминистрации на внештатной должности эксперта по спорту. Также он почетный президент баскетбольного клуба «Сибирьтелеком-Локомотив», возглавляет Олимпийский совет Новосибирской области.
Старший Солодкин — друг Толоконского с детства, говорит Иван Стариков, член бюро федерального политсовета движения «Солидарность», в январе 2000 г. он проиграл Толоконскому губернаторские выборы. «Еще их отцы дружили, отец Солодкина-старшего на руках носил Виктора Александровича [Толоконского]», — добавляет бывший чиновник обладминистрации.
Про Солодкина-младшего известно больше — его биография опубликована на сайте мэрии. 34-летний вице-мэр (назначен в 33 года) в 1998-2003 гг. работал коммерческим директором «Искитимцемента», с 2005 г. — вице-президент некоммерческого партнерства «Динамо-спорт». В том же году Солодкин в возрасте 29 лет стал самым молодым депутатом городского совета Новосибирска, где возглавил постоянную комиссию по научно-производственному развитию и предпринимательству.
Солодкин-младший никогда не работал на «Искитимцементе», но «интересовался цементом и работал с компаниями вокруг завода — какая-то стройка, сбыт», говорит Эдуард Таран, основной владелец группы РАТМ, контролирующей «Искитимцемент». А по версии бывшего менеджера РАТМ, Солодкин-младший числился в «каком-то одноименном юрлице с другой организационно-правовой формой», созданном для «расшивки долгов» в процессе подготовки сделки по продаже РАТМ 43% «Искитимцемента», которые в 2000-2001 гг. контролировал Солодкин-старший. По версии собеседника, этот пакет, находившийся до 2000 г. в областной собственности, Солодкин получил как «бонус за помощь» Толоконскому на губернаторских выборах. О том, что Солодкины были совладельцами «Искитимцемента» в начале 2000-х, слышал и Хачатрян. Солодкин-старший — одна из ключевых фигур избирательного штаба Толоконского в 1999-2000 гг., его «главный конфидент», говорит Стариков. Но ему неизвестно, помогал ли Солодкин-старший деньгами и получал ли какие-либо бонусы. «Солодкин мог стать первым заместителем Толоконского, но предпочел оставаться в тени», — рассуждает Стариков.
«Чистый бред», — прокомментировал Таран версию о том, что продавцом пакета «Искитимцемента» был Солодкин-старший. По словам Тарана, первые 26% завода были куплены у «московской компании “Микродин”, которая в то время была на слуху», еще 12% — у бывших «двух-трех замдиректора завода». А «Микродин», продолжает Таран, покупал акции «у населения». Таран, по его признанию, «близко знаком» с Солодкиным-старшим: «Знаю его как адекватного человека, который полностью отдавал себя спортивному движению, сотрудничали по спортивной тематике» (РАТМ был совладельцем футбольного клуба «Сибирь», сейчас владеет контрольным пакетом стадиона «Спартак»). Совместных бизнес-интересов с Солодкиными у Тарана не было, информацией о наличии у семьи Солодкиных бизнесов он не владеет.
«Микродин» в то время на слуху был один — компания Дмитрия Зеленина, ныне губернатора Тверской области. Его мобильный вчера не отвечал. С «Микродином» связано еще одно интересное имя — убитого в августе 2001 г. новосибирского вице-мэра Игоря Белякова (проработал чуть больше года, руководил городским департаментом потребительского рынка и земельных отношений). В публикациях конца 1990-х — начала 2000-х гг. Беляков постоянно упоминается как «новосибирский представитель «Микродина».
Самые ранние сведения об акционерах «Искитимцемента» в отчетах предприятия датированы маем 2000 г. Тогда 25,5% принадлежали областному комитету по управлению государственным имуществом (в 2006 г. этот пакет был передан Росимуществу, до сих пор не приватизирован), 23,5% — РФФИ (продан на аукционе в январе 2003 г. структуре РАТМ), 17,5% — инвесткомпании «Лэнд», 10,5% — инвесткомпании «Сибирский финансовый дом». В последующие три года (до получения контроля РАТМ) в числе акционеров «Искитимцемента» встречаются несколько разных ООО, среди учредителей которых, по данным ЕГРЮЛ, Солодкиных нет.
Совладелец «Лэнда» (его акционеры также контролируют крупнейшего сибирского ритейлера — «Холидей») Николай Скороходов рассказывает, что «Лэнд» скупал акции «Искитимцемента» в 1998-1999 гг., у кого — он не помнит, но говорит, что не слышал о близости Солодкина к «Искитимцементу». В 2000 г. «Лэнд» продал пакет, по словам Скороходова, Белякову. После назначения чиновником Беляков продал свои активы, кому он продавал пакет «Искитимцемента», Скороходов не знает. Назначенный после убийства Белякова на тот же пост Валерий Марьясов был также убит — в марте 2004 г. Эти убийства не раскрыты. В начале расследования обоих убийств представители следствия и власти высказывали версию, что чиновники пострадали из-за борьбы интересов на Гусинобродском рынке, реорганизацию которого они курировали.
По словам Хачатряна, у Солодкиных был интерес к «Гусинке», конфликт с Хачатряном возник из-за того, что «они претендовали на его бизнес» — ООО «Мане», одного из девяти арендаторов Гусинобродского рынка в Новосибирске. Хачатрян рассказывает, что «состоял в дружеских отношениях с Солодкиным-старшим, а с младшим отношений не имел». «Сейчас доказывается, что старший Солодкин был заказчиком [покушения]. Жалко, что он стал змеем, обнимает-целует, а сзади кусает», — сетует Хачатрян.
Следствие сообщало, что ОПГ, к которому причастны Солодкины, совершило восемь убийств, не раскрывая фамилии жертв. Хачатрян слышал, что следствие «прорабатывает версию причастности Солодкиных к убийствам Белякова и Марьясова». Руководитель следственного отдела СКП по СФО (расследует дело Солодкиных) Василий Усов от комментариев отказался. Адвокату Светлане Ткаченко не известно, фигурируют ли в материалах дела Беляков и Марьясов — ни обвиняемые, ни защита не знакомы с делом полностью. Вчера на суде Солодкин-младший отрицал наличие каких-либо интересов на Гусинобродском рынке. Мобильный телефон адвоката Солодкина-младшего Павла Подковырина не отвечал три дня подряд.
Генеральный директор технопарка новосибирского Академгородка Дмитрий Верховод (в 2000-2004 гг. руководил областным комитетом по управлению госимуществом) не помнит, как продавался «Искитимцемент», и адресовал вопросы к бывшему руководителю фонда имущества Новосибирской области Леониду Никонову. Сейчас Никонов — директор новосибирского филиала ФГУ «Росгранстрой», вчера его не удалось застать на работе. Пресс-секретарь Толоконского Ирина Левит во вторник сказала «Ведомостям», что губернатор принципиально не комментирует любые вопросы, связанные с Солодкиными. Вчера на просьбу ответить, что подвигло Толоконского написать ходатайство в суд в поддержку Солодкиных, Левит сказала, что губернатор болен и его вчера не было на работе. Не удалось выяснить и мотивы двух других ходатаев — Карелина с Беспаликовым, их мобильные вчера молчали.
Молодое дарование
Одна из загадок современной новосибирской политики — за какие заслуги молодой Александр Солодкин был назначен вице-мэром. В марте 2009 г. Владимир Городецкий переизбрался мэром на третий срок, а уже в апреле назначил своим заместителем, курирующим социальный, спортивный и культурный блоки, Солодкина. Кандидатура Солодкина была предложена руководством «Единой России», младший Солодкин — в кадровом резерве этой партии, говорит оппозиционный депутат облсовета. Источник в ЦИК ЕР не может подтвердить, что официальное прошение руководства партии было, и говорит, что кандидатура, скорее всего, предложена губернатором.
Стариков рассказывает, что младший Солодкин в прошлом году говорил ему о намерениях участвовать в выборах мэра Новосибирска в марте 2009 г. «вопреки желанию ЕР, поставившей на Городецкого». Самому Старикову в регистрации кандидатом на тех выборах отказали. Но публично Солодкин о своем намерении баллотироваться в мэры не заявлял, а Городецкий назначил его своим заместителем, чтобы из «молодого и перспективного политика не вырос потенциальный соперник», говорит политтехнолог, знакомый с Солодкиным-младшим.
«Ведомости» адресовали Городецкому вопросы о Солодкине. Руководитель пресс-центра мэрии Сергей Нешумов сказал, что передал вопросы мэру, но ответа на них вчера не получил. В целом за те полгода, что известно о преследовании Солодкина-младшего, Городецкий держит предельно дистанцированную от конфликта позицию, лишь однажды осенью заявил, что «неоправданно дело Трунова связывать с вывеской мэрии». (Александр Трунов проходит по тому же делу, что и Солодкины, арестован летом 2009 г., следствие подозревает, что он лидер преступной группировки.)
Наши дни
У Солодкина-старшего трое детей: помимо сына — вице-мэра, еще сын Юрий — вице-президент баскетбольного клуба «Локомотив» и дочь Евгения, работающая заместителем главы Октябрьского района Новосибирска. По данным ЕГРЮЛ, у Александра-младшего и его жены Софьи по 16,2% долей строительной компании «Сибирский транспортный терминал» (прежнее название — ООО «Донжон»), а у Евгении — 10% в ООО «Рыбхоз «Горский».
Солодкин-старший не значится в учредителях ни одной компании, в основном семейный бизнес записан, следует из ЕГРЮЛ, на 27-летнего Юрия Солодкина. Он фигурирует в учредителях 14 новосибирских юрлиц, отраслевая принадлежность восьми из которых — строительство или управление недвижимостью. Хачатрян и два из опрошенных специалистов по коммерческой недвижимости слышали, что у Солодкиных есть «какая-то недвижимость» в центре города, но конкретных объектов никто не смог указать, названия юрлиц Солодкиных ни о чем не говорят собеседникам.
Среди не связанных с недвижимостью бизнесов у Солодкина есть, например, франчайзи марки Mexx — ООО «Одежда для вас», которым Юрий владеет поровну с президентом баскетбольного клуба «Локомотив» Юрием Васильевым, и 30% в IT-компании «Истбанк текнолоджиз» (см. врез).
В шести юрлицах Юрий Солодкин значится директором. В СПАРК и ЕГРЮЛ есть телефоны трех из них, застать Юрия ни по одному из них не удалось. Рабочий телефон Евгении Солодкиной вчера не отвечал.
Для тихой Новосибирской области дело Солодкиных — это «беспрецедентный взрыв с далеко идущими последствиями», считает профессор факультета политологии МГУ Ростислав Туровский. «Еще с 90-х гг. кандидаты в губернаторы регионов прибегали к поддержке бизнесменов, в разной степени криминализованных, а после избрания становились им обязаны», — говорит он. Бывшие покровители губернаторов с годами «чистили свою репутацию», а то, что прошлые поступки этих людей опять обратили на себя внимание органов, — либо политический заказ, либо стремление СКП подчеркнуть свои возможности, считает политолог. В любом случае это похоже на попытку сменить команду губернатора и мэра, который тоже в нее входит, делает вывод Туровский
|