Дело о получении многомиллионной взятки высокопоставленным сотрудником СКП обрастает новыми подробностями. Как стало известно «Времени новостей», по делу проходят четыре фигуранта -- следователь по особо важным делам Главного следственного управления (ГСУ) СКП Андрей Гривцов, адвокат московской областной коллегии адвокатов, в прошлом сотрудник Мосгорпрокуратуры Руслан Паркин, замначальника управления по борьбе с экстремизмом полковник милиции столичного ГУВД Сергей Хацернов и гражданин Сергей Киримов. Они подозреваются в покушении на получение взятки в размере 15 млн долл. с президента компании ЗАО «Росэнергомаш» Владимира Палихаты и его адвоката Михаила Вытнова за невозбуждение уголовного дела по статье «мошенничество» за рейдерский захват здания одного московского НИИ.
Это дело следственный отдел СКП по Центральному административному округу Москвы (СО СКП по ЦАО) возбудил 14 января. Основанием для этого послужило заявление гг. Палихаты и Вытнова в ФСБ. Из документа следовало, что в конце декабря прошлого года обоим стали поступать звонки от следователя Гривцова и адвоката Паркина с просьбой срочно явиться в ГСУ СКП, расположенное в Техническом переулке, для дачи показаний в качестве свидетелей. Речь шла об уголовном деле, связанном с захватом комплекса зданий научно-исследовательского института эластомерных материалов и изделий (НИИЭМИ; был создан для разработки и выпуска деталей для ракетных комплексов, бронетехники и флота, а также производства резинотехнических изделий). Несколько исполнителей этой аферы уже были приговорены Хамовническим райсудом в 2008 году, но ее организатор находился в бегах, и дело по нему выделили в отдельное производство.
Как следовало из заявления гг. Палихаты и Вытнова, на встрече в ГСУ СКП г-н Гривцов сказал им, что в ближайшее время они могут стать обвиняемыми по делу о хищении зданий НИИЭМИ. Когда же адвокат Вытнов поинтересовался, есть ли какие-то конкретные доказательства их причастности к данному преступлению, следователь Гривцов ушел от ответа. При этом он, как позже жаловался адвокат, пояснил, что можно избежать уголовного преследования, если г-н Палихата согласится заплатить 20 млн долл. Бизнесмен попросил несколько дней на размышление, сославшись на то, что все деньги у него вложены в бизнес и вывести их из оборота непросто. Следователь согласился и сказал, что связь будут держать через адвоката Паркина.
После обращения бизнесмена и его адвоката в ФСБ телефоны следователя и его «помощников» были поставлены на прослушку. Через несколько дней адвокат Паркин позвонил предпринимателю и назначил встречу в одном из ресторанов Москвы. На встрече кроме следователя Гривцова и адвоката Паркина присутствовали еще двое мужчин, которые были представлены как Сергей Киримов и Сергей Хацернов. В ходе беседы, которая фиксировалась сотрудниками спецслужб, была достигнута договоренность о снижении суммы взятки с 20 до 15 млн долл. При этом следователь Гривцов предложил передавать деньги двумя траншами. Для этого г-н Палихата должен был арендовать восемь ячеек в банке ООО «Интеркоммерц» и положить в каждую ячейку по 1 млн долл., после чего передать ключи г-ну Киримову. Остальные 7 млн долл. договорились передать через некоторое время.
Уже после новогодних каникул, 13 января, г-н Вытнов заложил в ячейки вместо денег муляжи, а на следующее утро сразу после того, как Киримов их оттуда забрал, его задержали и доставили на допрос в СКП ЦАО. На следующий день следователь Гривцов был задержан в своем служебном кабинете, а поздним вечером 15 января, в субботу, Басманный райсуд Москвы выдал санкцию на арест обоих задержанных.
Поскольку адвокат Паркин и полковник Хацернов скрылись от следствия, их объявили в розыск. По данным нашего источника в СКП РФ, милиционер находится на одном из горнолыжных курортов Италии. Источник пояснил, что «на самом деле Гривцов просто пытался выбить из Палихаты и Вытнова деньги, а реальных доказательств у него не было». «Паркин познакомился с Хацерновым, когда оба работали в правоохранительных органах ЦАО. Паркин -- в должности зампрокурора округа, а Хацернов -- в отделе по борьбе с оргпреступностью криминальной милиции УВД. Когда Паркина перевели на повышение в горпрокуратуру, в его подчинении оказался тогда еще начинающий следователь Гривцов. Все они были очень дружны, даже в отпуск иногда семьями ездили. Киримов был знакомым Паркина. Так что преступный сговор доказать будет нетрудно, тем более что Гривцов уже начал давать признательные показания», -- рассказал «Времени новостей» источник, близкий к следствию.
Само же дело о попытке рейдерского захвата комплекса НИИЭМИ было возбуждено прокуратурой Москвы еще в 2004 году по статье «мошенничество» в отношении гендиректора компании ООО «Бизнес-контракт» Николая Нестеренко, бывшего заместителя гендиректора НИИЭМИ Юрия Городничева, гендиректора риэлторской компании ООО «ВИЮР-Град» Павла Фокина, юриста группы компаний АЛМ Анны Казариновой, специалиста в области ценных бумаг Михаила Резниченко и гражданина Украины Александра Комиссарова. В ходе следствия было установлено, что в начале 2004-го обвиняемые сфальсифицировали протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров НИИ. В результате на должность гендиректора института был назначен уроженец Узбекистана Марат Юсупов, состоявший на учете в психиатрическом диспансере. Как следует из материалов дела, г-н Юсупов, «не успев принять дела от предыдущего руководителя, тут же продал одно из зданий НИИ по улице Ефремова, 10, за 181 млн руб., заключив соглашение по юридическому сопровождению сделки купли-продажи с компанией «ВИЮР-Град». Вскоре владельцем 12-этажного здания стала фирма «Бизнес-контракт». Остальные пять зданий с помощью фиктивных документов были проданы по аналогичной схеме».
В феврале 2004-го г-н Нестеренко, как установило следствие, нанял три десятка гастарбайтеров и с их помощью оккупировал здания НИИ, выбросив на улицу сотрудников института. Освободившиеся помещения планировалось превратить в бизнес-центр. Однако сделки купли-продажи в Мосрегистрации не прошли, поскольку настоящий директор НИИ Сергей Резниченко, возглавлявший институт с 80-х годов прошлого века, обратился туда с заявлением о незаконности операций. Поскольку предполагаемый организатор аферы г-н Нестеренко скрылся от следствия в Бельгии, его объявили в международный розыск. Остальные обвиняемые в 2008 году Хамовническим райсудом Москвы были признаны виновными в мошенничестве и приговорены к различным срокам наказания.
|