Информация о том, что спецслужбы использовали в операциях представителей криминалитета, появлялась и раньше. Но впервые об этом объявил участник событий.
Чеченский преступный «авторитет» Лом-Али Гайтукаев принимал участие в ликвидации полевого командира Шамиля Басаева. Такое заявление он сделал в Таганском суде Москвы, где рассматривается дело о вымогательстве денег у бывшего сотрудника ГУВД столицы Дмитрия Павлюченкова. Информация о том, что спецслужбы в свое время использовали в операциях представителей криминального мира из Чечни, появлялась и раньше. Однако впервые об этом объявил непосредственный участник событий.
В Таганском суде выступают практически те же люди, которые фигурировали в деле об убийстве корреспондента «Новой газеты» Анны Политковской. Главный свидетель обвинения – Дмитрий Павлюченков – на этот раз является потерпевшим. По версии следствия, у него вымогал крупную сумму денег бывший сотрудник УБОП Москвы Сергей Хаджикурбанов, обвинявшийся также в организации убийства Политковской. 30 октября Таганский суд удовлетворил ходатайство адвоката о вызове на допрос чеченского «авторитета» Лом-Али Гайтукаева, который хорошо знаком и с Павлюченковым, и с Хаджикурбановым. Заключенный был этапирован в Москву из колонии в Мордовии.
Отвечая на вопрос судьи Ивановой, знаком ли он с Павлом Рягузовым (сотрудник ФСБ, фигурировавший в «деле Политковской»), Гайтукаев ответил положительно, а потом сделал весьма серьезное заявление. Он сообщил, что вместе с Рягузовым неоднократно выезжал в Чечню, где принимал участие в разработке операций, направленных на уничтожение лидеров бандформирований.
«Это благодаря нашим с Рягузовым усилиям был взорван Шамиль», — сообщил Гайтукаев. Судья поинтересовалась, о каком Шамиле идет речь, на что свидетель ответил — «о Басаеве». Причем, судя по всему, свидетель говорил абсолютную правду.
По данным МВД РФ, с середины 80-х годов в Москве действовала «алазанская» преступная группировка, одним из ее лидеров и был авторитет Лом-Али Гайтукаев, личность хорошо известная в криминальных кругах России. В середине 90-х годов он на время уехал в Грецию, стал гражданином этой страны, но потом вернулся в российскую столицу. Здесь его почти сразу задержали с 0,95 г героина сотрудники этнического отдела ЦРУБОП, среди которых был и Сергей Хаджикурбанов. Дело замяли, а вот хорошие отношения Гайтукаева и милиционера остались.
«Алазанскую» группировку рядовой назвать никак нельзя. Дело в том, что ее лидеры на протяжении более десяти лет используются российскими спецслужбами для различных «деликатных заданий». Так, «вор в законе» Лечи Исламов (он умер в тюрьме в 2004 году от странной болезни), по данным, сообщенным его адвокатом, не раз выполнял в Чечне поручения заместителя директора ФСБ РФ Германа Угрюмова, а также участвовал в мероприятиях по освобождению заложников.
Другой авторитет «алазанских» — Руслан Атлангериев (был похищен в Москве в 2008 году, а потом убит в Чечне) — договаривался о выходе боевиков из окруженного федеральными войсками Гудермеса (в результате город был взят без разрушений). За участие в различных операция он был награжден руководством ФСБ РФ пистолетом.
Как теперь выясняется, «авторитет» Лом-Али Гайтукаев участвовал в операции по устранению Шамиля Басаева. Напомним, что полевой командир погиб 10 июля 2006 года у села Экажево в Ингушетии. Он договорился с людьми, которым явно доверял, о поставке крупной партии оружия. Однако сотрудники спецслужб заложили в грузовик с автоматами, минами и гранатометами несколько бомб. Взрыв прогремел в тот момент, когда Басаев осматривал товар. Похоже, что Гайтукаев как раз и являлся одним из поспособствовавших тому, чтобы полевой командир ничего не заподозрил и лично приехал за оружием.
По данным оперативников, в 2006 году Лом-Али Гайтукаеву поступил заказ на устранение Анны Политковской. Однако выполнить задание не успел: 25 августа 2006 года он был арестован в Москве по подозрению в покушении на украинского бизнесмена Геннадия Корбана и приговорен за это преступление к 15 годам тюрьмы.
В убийстве Политковской был обвинен знакомый Гайтукаева – Сергей Хаджикурбанов, но его полностью оправдал суд присяжных. Но вскоре Хаджикурбанова вновь арестовали. На этот раз его обвинили в вымогательстве денег у бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова.
Как следует из материалов следствия, когда Хаджикурбанов отбывал срок за должностное преступление, его приятель Шамиль Бураев (арестовывался по «делу Политковской) передал Павлюченкову крупную сумму денег. Свидетели на процессе заявили, что сумма предназначалась семье Хаджикурбанова. Сам Бураев сообщил, что деньги Павлюченков взял, пообещав способствовать освобождению Хаджикурбанова из колонии, но так ничего и не сделал. Павлюченков давал в Таганском суде весьма путаные показания, из которых следовало, что полученную от Бураева сумму он передал Гайтукаеву. В результате последнего и вызвали в суд.
Гайтукаев сообщил, что никаких денег от Павлюченкова не получал, более того тот сам должен ему и его приятелю $30 тыс. Примечательно, что о крупных долгах Павлюченкова заявил и ряд других свидетелей, выступавших на процессе. В частности, тот же Бураев сообщил, будто Павлюченков получил $100 тыс. от бывшего вице-премьера Чечни Яна Сергунина (убит в Москве в 2004 году) для решения ряда проблем с правоохранительными органами, однако обещаний не выполнил.
Если сложить все суммы указанные свидетелями, то получается, что к 2007 году общая сумма долгов Павлюченкова превышала $1 млн. А потом он попал под программу защиты свидетелей, поскольку дал показанию по делам о покушении на Геннадия Корбана и убийстве Анны Политковской. Обвиняемые по этим делам уверяют, что Павлюченков их оклеветал.
|