Вчера поезд, направлявшийся из польского Вроцлава в немецкий Дрезден, оказался в центре скандальной истории. Поезд проехал около 70 километров и остановился на вокзале в Легнице -- более 200 безбилетников дружно отказались оплатить проезд, сославшись на отсутствие денег. Начальник поезда задержал состав, появилась полиция. Выяснилось, что выходцы из Грузии и северокавказских республик хотят попасть во французский Страсбург, где заседают Совет Европы и Европарламент, чтобы пожаловаться на плохие условия содержания в польских центрах для беженцев.
Уговоры не помогли. Протестующие, среди которых было много женщин и детей, отказались освободить вагоны. Поезд отправился в путь и остановился у немецкой границы на погранпереходе Згожелец. Хотя по обе стороны границы находятся государства, входящие в шенгенскую зону, безвизовое пересечение для захвативших поезд иностранцев оказалось невозможным. На руках у них, кроме пропусков в центры для беженцев, не было никаких документов. А свободно передвигаться по странам Евросоюза можно только после официального получения статуса беженца.
Стоявший в 300 метрах от границы с ФРГ поезд оцепили полиция и пограничная стража. Блюстители порядка твердо заявили, что поезд границу не пересечет. Остальные пассажиры пересели на другие поезда. Для переговоров с безбилетниками была создана специальная группа, в которую вошли пограничники, полицейские и сотрудники службы охраны железной дороги. Они попытались убедить бунтовщиков вернуться в центры для беженцев.
Согласно правилам, если отсутствие беженца превысит три дня, администрация центра имеет право вычеркнуть его из списка проживающих. Переговоры продолжались несколько часов. Уговоры не помогли, и полиция начала выпроваживать захватчиков из вагонов. Теперь организаторам акции грозит до трех лет тюрьмы.
До недавнего времени Польша считалась раем для беженцев, особенно для жителей Кавказа, успешно убеждавших польские власти в том, что они «бегут от войны и преследований». Впрочем, сейчас официальные лица заявляют, что Польша «никогда не применяла национальный критерий и не ставила в зависимость от него согласие на въезд в страну».
Сейчас в польских центрах для беженцев находится около 6 тыс. человек. Все они обеспечены питанием и медицинской помощью, дети могут посещать школу. В польском управлении по делам репатриации и иностранцев «Времени новостей» пояснили, что статус беженца получает далеко не каждый. Для прибывающих с Кавказа характерна миграция связанными родством группами -- люди пробиваются к прижившимся ранее близким. Но коллективное признание статуса беженца не практикуется. Женевская конвенция о статусе беженцев 1951 года предусматривает индивидуальное рассмотрение каждого отдельного случая.
Однако многие из тех, кто подал в Польше заявление на получение статуса беженца, даже не интересуются ходом рассмотрения их дела. В соответствии с польским законом об охране иностранцев 2003 года было введено «допустимое пребывание», которое легализует нахождение на территории Польши и дает право на работу. Но большинство прибывших с Кавказа соискателей статуса беженца стремятся дальше на запад -- тысячи уже уехали в Чехию, Австрию и Германию. Для Варшавы это стало оборачиваться большими трудностями. Пять лет назад Евросоюз принял закон, согласно которому можно депортировать в Польшу всех, кто не подтвердит легальное право пребывания на территории ЕС.
|