Проведенная два года назад Счетной палатой аудиторская проверка Саяно-Шушенской ГЭС показала, что оборудование станции было изношено на 85%. Об этом вчера на совещании в Барнауле заявил глава ведомства Сергей Степашин. Генеральная прокуратура и Государственная дума, куда была направлена информация о потенциальной опасности, реагировать отказались.
“Анализ технического состояния гидротехнического оборудования и сооружений… показал, что на многих станциях имеет место эксплуатация морально устаревшего и физически изношенного оборудования… износ которого составил почти 50%. Степень износа отдельных видов оборудования… превысила 60% или достигла критического уровня”, — гласит аналитическая записка аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына, который в 2007 году руководил проверкой СШ ГЭС. В официальном отчете, подготовленном к совещанию, значится: “Защитные сооружения Саяно-Шушенского водохранилища находились в неудовлетворительном состоянии, что ставило под угрозу безопасность ГЭС”.
Акционеры за два года средств на решение проблем не изыскали. Зато внешний лоск на СШ ГЭС успели навести. По информации Счетной палаты, в стоимость работ по реконструкции и техническому перевооружению СШ ГЭС были включены непрофильные расходы: на деньги, предназначавшиеся на ремонт оборудования, обустраивались территории, разрабатывался логотип, создавался музей и т.д. И пусть ГЭС радует глаз аккуратно подстриженными газонами, клумбами и красочной фирменной эмблемой, а музей внушает уважение к труду энергетиков, безопасность от этого не повысилась и оборудование не обновилось. “РусГидро”, компания — владелец Саяно-Шушенской ГЭС, непрофильные затраты на садовые дорожки и фирменную символику не отрицает. Но, как рассказал в беседе с корреспондентом “МК” представитель “РусГидро” Евгений Друзяка, сразу после проверки включать такие статьи расходов в работы по реконструкции перестали.
По словам главы Счетной палаты, информация о том, что Саяно-Шушенская ГЭС находится на грани катастрофы, известная задолго до рокового 17 августа, была своевременно направлена в Госдуму и Генеральную прокуратуру. “Мы получили ответ, что ГЭС является акционерным обществом, а значит, пусть с этой проблемой разбираются акционеры”, — заявил глава Счетной палаты. “Это к вопросу о реформе электроэнергетики и так называемом государственном подходе к этой теме”, — едко добавил Степашин. Иными словами, реальным результатом проверки стало лишь изменение бухгалтерии “РусГидро”, где клумбы и эмблемы перестали включать в стоимость работ по реконструкции. А результатом равнодушного отношения к пугающим данным — 73 трупа, двое пропавших без вести и 40 млрд. рублей ущерба.
|