Киев, Москва - Сразу две российские компании подали заявки на приватизацию единственного на Украине производителя алюминия. На 68,01% акций Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК) претендуют структуры "Сибирского алюминия" и фирма "АвтоВАЗ-Инвест". Однако российские компании будут бороться не столько друг с другом, сколько с консорциумом "Металлургия", за которым стоят влиятельные украинские политики. ОАО "Запорожский алюминиевый комбинат" (ЗАлК) - украинский монополист по производству первичного алюминия. Производственные мощности позволяют ему ежегодно выпускать около 214 500 т глинозема и около 100 000 т первичного алюминия. С учетом алюминиевых сплавов и кремния в прошлом году ЗАлК выпустил 112 400 т продукции. Примерно треть продукции комбината реализуется в России, 46% - в дальнем зарубежье. Фонд госимущества (ФГИ) Украины выставил на конкурс 68% акций ЗАлКа; еще 25% акций комбината закреплено за государством, около 7% находится у трудового коллектива. Прием заявок заканчивается сегодня вечером. А в среду конкурсная комиссия определит компании, допущенные к конкурсу. После этого в течение недели - т. е. к началу декабря - должен быть назван победитель. Как сообщила "Ведомостям" пресс-секретарь ФГИ Нина Бурлюк, основных претендентов на ЗАлК три. Из них две компании имеют российские корни: "Украинский алюминий" (дочерняя компания "Сибирского алюминия") и АО "АвтоВАЗ-Инвест", учрежденная московским холдингом "Арлан". Третий претендент - украинский консорциум "Металлургия". По мнению Бурлюк, стартовая цена пакета (166,9 млн гривен, около $32 млн) в ходе конкурса может увеличиться почти вдвое. Победитель конкурса, согласно условиям, должен будет погасить кредиторскую задолженность ЗАлКа (около $86 млн) и представить предложения по реконструкции оборудования комбината. Под маркой "АвтоВАЗа" Интерес тольяттинского автогиганта к комбинату объясняется тем, что ЗАлК производит почти всю гамму алюминиевых сплавов для нужд "АвтоВАЗа" (в СССР он вообще был единственным поставщиком алюминия для автозавода). В пятницу пресс-служба "АвтоВАЗа" объявила об участии компании в украинском конкурсе совместно с московским холдингом "Арлан". Впрочем, наивно полагать, что у "АвтоВАЗа", обремененного долгами, нашлись деньги на покупку украинского предприятия. Сам Волжский автозавод не имеет отношения к конкурсной заявке. Компания "АвтоВАЗ-Инвест", участвующая в конкурсе, входит в холдинг "Арлан" и до начала сентября называлась "Арлан СБ". А трейдеры "Арлана" давно работают с ЗАлКом, поставляя ему сырье и продавая в России запорожские литейные сплавы. "АвтоВАЗ" реально заинтересован в том, чтобы мы приобрели ЗАлК", - говорит гендиректор холдинга "Арлан" Аркадий Большаков. По его словам, автозавод потребляет до 30% продукции Запорожского комбината, т. е. почти весь объем экспорта ЗАлКа в Россию идет на "АвтоВАЗ". Теперь завод намерен увеличить закупки: по сообщению пресс-службы, в ближайшие пять лет "АвтоВАЗ" готов купить в Запорожье алюминия на $380 млн (т. е. около 50 000 т металла в год по нынешним ценам LME). А это уже половина объема производства ЗАлК. "АвтоВАЗ-Инвест" пользуется финансовой поддержкой Внешэкономбанка. ВЭБ готов предоставить долгосрочный кредит для покупки акций ЗАлКа и реализации инвестиционной программы. Сумма кредита не разглашается, но пресс-секретарь ВЭБа Татьяна Голодец подтвердила "Ведомостям", что речь идет о нескольких десятках миллионов долларов. Рука "Сибала" До недавнего времени "АвтоВАЗ-Инвест" был единственным российским претендентом на ЗАлК. А "Украинский алюминий" заявлял о том, что не будет принимать участия в конкурсе. Дело в том, что, купив весной этого года госпакет акций Николаевского глиноземного завода (НГЗ) , компания обязалась построить на Украине новый алюминиевый завод и уже приступила к реализации проекта. "Да, мы взяли на себя обязательство построить алюминиевый завод, но решили, что ЗАлК нам тоже нужен, потому что сейчас мы создаем алюминиевую компанию в рамках СНГ и 100 000 т запорожского алюминия лишними не будут. Кроме того, ЗАлК выпускает фольгу, аналогичное производство есть и у "Сибала" в России", - сказал "Ведомостям" глава "Украинского алюминия" Герман Ткаченко. Ткаченко высоко оценивает шансы своей компании на победу. Дабы избежать претензий Антимонопольного комитета Украины, заявки подали сразу три компании, интересы которых представляет "Украинский алюминий": БрАЗ, НГЗ и ОКСА. "Однако такие претензии все же могут возникнуть", - заявил "Ведомостям" представитель третьего участника конкурса - консорциума "Металлургия". Украинский козырь Этот консорциум, формально созданный в январе нынешнего года, впервые заявил о себе лишь в минувший четверг. Поводом стало заседание "круглого стола" в Киеве, созванное самим консорциумом и посвященное как раз теме приватизации ЗАлКа. Среди соучредителей "Металлургии" - крупные украинские предприятия: НПО им. Фрунзе (Сумы) , "Днепроспецсталь" и Запорожский завод ферросплавов. Суммарные активы консорциума - около $500 млн. Мало того, в "Металлургию" входят компании, среди учредителей которых - первый вице-спикер украинского парламента Виктор Медведчук (один из наиболее влиятельных политиков Украины) и депутат Григорий Суркис - владелец киевского "Динамо", а также пакетов акций областных энергосистем. "Консорциум создан как раз для участия в приватизации и развития украинских предприятий", - сказал "Ведомостям" председатель наблюдательного совета НПО им. Фрунзе (головное предприятие консорциума) Владимир Лукьяненко. На "круглом столе" в четверг Лукьяненко так сформулировал разницу между "Металлургией" и российскими претендентами: "В отличие от нас российские инвесторы в лице "Русского алюминия" (в него входят заводы "Сибала". - "Ведомости") представляют из себя различных абрамовичей, которые при помощи офшоров попытаются приобрести ЗАлК и вывести его из рабочего состояния как своего конкурента". Такая позиция явно импонирует украинским властям. Государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины Василий Струк уже объявил, что его ведомство не имеет претензий к консорциуму "Металлургия".
|