Подшипники с истекшим сроком годности успели установить на 80 самолетов гражданской авиации по всей стране и даже на военные бомбардировщики.
На скамье подсудимых — директор компании «Саратовпромкомплект» Владимир Иванов и его помощник Виктор Ездаков.
Схема, по которой работали коммерсанты с 2004 года проста: в интернете за бесценок они скупали некондиционные (старые, не соответствующие требованиям, бракованные) запчасти для самолетов. После чего в мини-цехе отмачивали их в керосине, перебивали номера и ставили на сопроводительные документы поддельные печати Министерства обороны.
«Отреставрированный» металлолом под видом полноценных запчастей за несколько лет приобрели сразу девять российских авиационных заводов от Таганрога до Улан-Удэ. Среди них Ростовский завод гражданской авиации, Уфимское моторостроительное промышленное объединение, архангельское предприятие «Аэрофлот-Норд». Сумма ущерба — около 600 тысяч рублей.
Саратовцы - Владимир Иванов (слева) и Виктор Ездаков - умудрились продать "серые" подшипники на девять российсских авиационных заводов Фото: Дмитрий Соколов (ТВЦ-Саратов)
- Только чудом ни с одним из этих самолетов не произошло ЧП в небе. Бракованные подшипники, а также детали с истекшим сроком годности успели установить на рули высоты, шасси и подкрылки более 80 самолетов гражданской авиации, таких как Ту-154, Ту-134, АН-24, - рассказал «Комсомолке» государственный обвинитель Андрей Сухоручкин. - Кроме того, «серые» детали, купленные у «Саратовпромкоплекта» Рязанским авиационным ремонтным заводом, попали даже на стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-160, базирующиеся в Энгельсе.
Как сообщил «Комсомолке» Юрий Помелов, помощник по связям с общественностью Энгельсской авиационной дивизии, ракетоносцы - «белые лебеди» - несколько раз выходили на тренировочные полеты, прежде чем с министерства обороны пришла директива заменить установленные ранее детали на новые. Подшипники «с душком» засветились и на истребителях штурмовиках, участвовавших в боевых действиях на Северном Кавказе.
Экспертиза показала: "левые" запчасти представляли реальную угрозу. Фото: Дмитрий Соколов (ТВЦ-Саратов)
На след преступников наткнулись спецслужбы. Пресс-секретарь управления ФСБ по Саратовской области Татьяна Бреус пояснила «Комсомолке», что следствие длилось больше двух лет - из-за сложностей с проведением экспертизы. Ведь пришлось исколесить всю страну, чтобы обнаружить и изъять подшипники с военных и гражданских самолетов. Дело обрастало все новыми подробностями. Не исключено, что скоро грядут новые судебные процессы — фирм, промышляющих подобным образом в стране, было несколько.
Организатором криминального бизнеса стал бывший милиционер с безупречной характеристикой. По воле случая, Владимир Иванов и Виктор Ездаков промышляли прямо под окнами Фемиды — здание их конторы расположено аккурат напротив Кировского районного суда.
Дело слушалось в особом порядке из-за чистосердечного признания компаньонов и активного сотрудничества со следствием. На руку мошенникам сыграло и то обстоятельство, что ни один из самолетов с сотнями пассажиров на борту, где были установлены «серые» детали, не разбился. В кулуарах суда ходили слухи, что авиазаводы, якобы, даже охотятся за такими старинными деталями. Мол, в те годы делали лучше и без брака. Но экспертиза доказала — детали опасны для использования по назначению.
Приговор из зала суда показался журналистам слишком мягким. Фото: Дмитрий Соколов (ТВЦ-Саратов)
На суде - заученные фразы
- Виноват. Надеюсь на снисхождение, - оттарабанил Владимир Иванов.
- Я просто не осознавал изначально всей серьезности своих действий. Сейчас раскаиваюсь. Надеюсь на снисхождение, - вторил Виктор Ездаков.
У обоих — несовершеннолетние дети и кристальные образцовые характеристики.
В итоге судья Павел Труняшин огласил приговор: 4 и 3 года лишения свободы. Условно.
Коммерсантам даже не придется выплачивать штраф. Адвокат и осужденные к столь мягкому приговору, кажется, были готовы. Но все равно облегченно выдыхают. Правда, у них есть еще время, на обжалование. Но вряд ли они будут это делать. Сторону обвинения пока такое положение дел тоже устраивает. По крайней мере, как заявил «Комсомолке» Андрей Сухоручкин: «Наказание соответствует сложившейся судебной практике».
Интересно, если бы, не дай Бог, трагедия все же произошла, и из-за отмоченных в керосине подшипников разбился пассажирский самолет, Фемида тоже нашла бы оправдание столь мягкому приговору?
География поставок саратовского контрафакта
Предприятие Город ОАО «360 авиационный ремонтный завод» Рязань ОАО «ТАНКТ им. Г.И. Бериева» Таганрог ЗАО «Аэрофлот - Норд» Архангельск ОАО «325 авиационный ремонтный завод» Таганрог ОАО «514 авиационный ремонтный завод» Ржев-3, Тверская область ОАО «Ростовский завод гражданской авиации № 412» Ростов-на-Дону ОАО «Уфимское моторостроительное промышленное объединение» Уфа ОАО «Научно-производственный комплекс ЭЛАРА им. Г. А. Ильенко» Чебоксары ООО «Предприятие «Аэротех» Улан-Удэ
|