Недавние бюджетные баталии в Думе заставили вспомнить популярную у американцев байку про рыбака и бедняка. В ней говорится, что разумнее и гуманнее отдать голодному человеку не часть улова, а подарить ему снасти и научить ловить рыбу. Вспоминал я эту историю во время бесконечных споров вокруг раздела так называемых дополнительных доходов бюджета - тех, что свалились на нас благодаря скачку мировых цен на нефть. Вспоминал, когда шли чтения по бюджету будущего года. А особенно - когда начинали звучать вовсе уж абсурдные претензии на часть бюджетного пирога. Например, настойчивые требования выделить из госсредств деньги на оплату телетрансляций футбольных матчей чемпионата России. Правительство, конечно, в бюджет 2001 футбольный пункт не вписало. Но разговоры о необходимости подпитки футболистов из госбюджета не утихают и по сей день. Самое удивительное, что высшее футбольное руководство нашло себе горячих сторонников среди парламентариев, многие из которых всерьез занялись лоббированием этой идеи и в думских, и в правительственных кругах. Надо заметить, что до последнего времени отношения государства с профессиональными футбольными клубами строились по классическому принципу двойной морали: как бы не дает государство денег футболистам, но как бы и дает. В СССР заводы и колхозы обязывали финансировать подшефные команды, теперь - подконтрольные акционерные компании. Так ЗИЛ шефствует над "Торпедо", а "Сибирский алюминий" - над "Крыльями Советов". Не говоря уже о том, что у трех мощнейших министерств - Минобороны, МВД и МПС, как известно, есть собственные команды - ЦСКА, "Динамо" и "Локомотив", деньги на содержание которых уж точно взяты в том числе и из кармана налогоплательщика. Вопрос: зачем? В Советском Союзе все было ясно - весь спорт считался любительским и расценивался как важное социальное явление. Сейчас, наверное, спорт тоже соцявление, и ему необходима господдержка. Но почему эта поддержка должна выражаться в выплате огромных сумм профессиональным, по сути, предприятиям с многомиллионными оборотами, которыми являются футбольные и хоккейные клубы? Между прочим, довод о всенародной любви к спорту спорен: телевизионные рейтинги трансляций весьма невелики, а средняя посещаемость матчей даже призеров чемпионата РФ по футболу (за исключением "Спартака") не превышает пяти - семи тысяч зрителей. Понятно было бы, если бы помощь государство оказывало не коммерчески состоятельным клубам (трансфер двух-трех футболистов даже среднего класса превышает полугодовой бюджет всего Госкомспорта), а тем видам спорта, которые при самом скромном финансировании поддерживают престиж России на международной арене, завоевывают золото на Олимпийских играх и чемпионатах мира - гимнастика, борьба, бокс и пр. Футбольные же и хоккейные клубы должны работать и жить по нормальным и общим для всех участников бизнеса законам. И вот почему. Футбол и хоккей - это бизнес. Основной целью футбольных и хоккейных клубов, как любых коммерческих образований, является извлечение прибыли. Никому ведь не приходит в голову обсуждать вопрос об экономических проблемах показа на телевидении концертов Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова и требовать дотировать эти концерты из госбюджета. Я, безусловно, за показ матчей и считаю очень скверным то, что в прошлом году болельщики не имели возможности смотреть по телевидению российский футбольный чемпионат. Думаю, что пора действительно обеспокоиться тем, что нет у нас нормальной пропаганды спорта, здорового образа жизни, демонстрации спортивных успехов наших спортсменов. Но я совершенно согласен с моралью той притчи про рыбака и бедняка - вредно давать подачки, полезнее помогать делом. Общепринятые принципы организации спортивного бизнеса у нас пока не работают. Пока спорят конкурирующие футбольные объединения, клубы довольствуются прибылью от продажи игроков за твердую валюту, а налаживания спорта как настоящего шоу-бизнеса нет. Но даже поверхностный анализ состояния спортивной отрасли убедил меня, что дело можно наладить. Мне кажется крайне необходимым сегодня создать на стыке Госкомспорта, Минпечати, ведущих спортивных федераций и телеканалов специальную негосударственную структуру, которая профессионально займется этим. Подобная структура могла бы определять, что и как показывать, исходя из интересов зрителей, вести поиск спонсоров и рекламодателей, заниматься созданием спортивных зрелищ. Это было бы перспективнее, чем ежегодная трата бюджетных денег в условиях недофинансирования более жизненно важных статей. Надо четко определить, какой вид спорта нуждается в господдержке, а профессиональные клубы при этом должны в своем финансовом состоянии напрямую зависеть от зрительского интереса. К слову, на днях стало известно, что между OPT, PTP и большинством футбольных клубов под занавес уходящего года достигнуто-таки соглашение о покупке телевидением прав на показ в следующем году футбольных матчей. Телевидение заплатит клубам 2,5 миллиона долларов. Деньги предстоит заработать за счет рекламы и привлечения спонсоров, то есть так, как это и принято во всем мире.
|