Впервые в российской практике милиция начала уголовное преследование специалиста по связям с общественностью, подозреваемого в "черном пиаре" против частной компании. Пермское управление по борьбе с оргпреступностью возбудило уголовное дело против екатеринбургского пиарщика Дмитрия Михайлова, который якобы распространял информацию о том, что пиво "Толстяк" компании Sun Interbrew заражено микроорганизмами - носителями дизентерии. В прошлом году распространять слухи о низком качестве различных марок пива было модно. Полгода назад екатеринбургское агентство "Уралбизнесконсалтинг " распространило информацию о вредных примесях в пиве "Балтика". А в середине лета разразился скандал в Смоленске, где местные санитарные органы объявили, что обнаружили в пиве "Толстяк" кишечную палочку. За несколько недель продажи "Толстяка" в Смоленске, по данным Sun Interbrew, упали в пять раз. Позднее медики признали, что ошиблись: кишечная палочка в пиве жить не может, потому что не переносит высокой кислотности и алкоголя. А случай, из-за которого Михайлова обвиняют в вымогательстве, произошел в ноябре прошлого года. Тогда в Перми по почтовым ящикам разложили газеты "Чистый город" и "Уездная Пермь", в которых сообщалось, что, если пить пиво "Толстяк", можно заболеть дизентерией. Обе газеты не были зарегистрированы как СМИ, и в них приводились ссылки на мнения экспертов из несуществующих организаций - Уральской ассоциации экологов и Уральского экологического движения. После этого, по словам следователя Татьяны Мачехиной, в пивоваренную компанию Sun Interbrew позвонил Михайлов и попросил $10 000 за прекращение негативной PR-кампании. Пивовары обратились в милицию, и Михайлова выследили и задержали. Мачехина рассказала, что во время обыска в квартире, где жил специалист по связям с общественностью, нашли материалы, затрагивающие репутацию еще нескольких общенациональных брэндов, в том числе "Балтики" и "Золотой Бочки". В будущих газетных публикациях планировалось проинформировать читателей о том, что в пиве этих марок обнаружены лямблии - бактерии, разрушающие печень. Заодно с Михайловым следователи допросили и его подругу, жившую с ним в одной квартире. Она заинтересовала ГУБОПовцев, потому что работала в пивной компании "Патра". Директор "Торгового дома "Патра" Олег Кудрявцев утверждает, что его компания дискредитацией конкурентов не занималась. "В прошлом году мы начали общенациональную рекламную кампанию, активно развивались в регионах, и нам не было смысла заниматься черным PR в Перми, - заявил Кудрявцев. - Нормальные отношения с конкурентами дороже". По словам Кудрявцева, сотрудница его компании, которую допрашивали по делу Михайлова, сейчас в отпуске - после обысков в квартире у нее стало плохо с сердцем. Надо сказать, что в Sun Interbrew никаких претензий к "Патре" не имеют - опять-таки потому, что на пивном рынке принято сохранять хорошие отношения с конкурентами, хотя бы внешне. "Даже если компания "Патра" действительно стоит за этим скандалом, мы все равно готовы к поиску путей для сотрудничества в интересах всех жителей Уральского региона, и наших потребителей в том числе", - говорится в заявлении вице-президента Sun Interbrew Ирины Кибиной, отправленном в редакцию "Ведомостей". А вот Михайлов уже угодил в жернова милицейской машины. По словам следователя Мачехиной, его дело будет передано в суд к концу зимы. Если обвинение в вымогательстве будет доказано, пиарщику грозит как максимум лишение свободы на четыре года, а как минимум - штраф в размере месячного дохода. Сам Михайлов, впрочем, уверен, что его вину доказать не удастся. В разговоре с корреспондентом "Ведомостей" он назвал выдвинутые против него обвниения "полной ерундой" и заявил, что никаких улик в его компьютере милиция на самом деле не нашла. Даже если это так, екатеринбургский пиарщик стал фигурантом прецедентного дела. Илья Кузьменков, возглавляющий Российскую ассоциацию компаний - консультантов в сфере общественных связей (АКОС) , говорит, что у милиции периодически возникают претензии к специалистам по политическому PR, особенно во время предвыборных кампаний. А вот в сфере коммерческого PR ничего подобного не было никогда.
|