18 января состоится внеочередное собрание акционеров «Ингосстраха», 60-процентный пакет которого принадлежит Олегу Дерипаске. Главным вопросом повестки дня собрания, считают эксперты, является пункт 2.3 нового положения о Совете директоров компании. В нем, в частности, говорится, что кандидаты в члены совета должны быть гражданами России и постоянно проживать в стране, иметь экономическое или финансовое образование, признаваемое в России, а также стаж работы в страховании и (или) финансах не менее трех лет. Кроме того, кандидаты не должны иметь неснятую или непогашенную судимость.
Эти поправки, по сути, закрывают добросовестным иностранным акционерам доступ в руководящий орган российской страховой компании. Конкретно это может относится к совладельцам чешской компании PPF Investments — гражданам Чехии Петеру Келлнеру, Иржи Шмейцу и Томашу Брзобогаты, в прошлом году купившим 38,5% «Ингосстраха» у Александра Мамута.
Но не исключено, что новая стратегия Дерипаски в отношениях с зарубежными партнерами вообще переориентируется в направлении северокорейской «опоры на собственные силы». Абсурдное на первый взгляд предположение заставляет сделать то, что Дерипаска демонстрирует незнание «таблицы умножения» страхового бизнеса, который по своей сути является международным, и в котором опыт иностранных директоров повсеместно признается незаменимым в конкурентной борьбе. И «Ингосстрах» не является в данном случае исключением. Тем более странным может показаться введение Дерипаской дискриминационного ценза, если учесть, что другие структуры «Базового элемента» в полной мере пользуются опытом иностранцев и не устраивают в своих рядах «чисток» по национальному признаку.
Представители Дерипаски, директора от «Базового элемента», преодолевают новый ценз без потерь — все шестеро россияне и имеют финансовое или экономическое образование. Введением этого ценза Дерипаска пытается упредить действия чешских бизнесменов, по инициативе которых было намечено проведение в марте общего собрания акционеров с целью переизбрания Совета директоров «Ингосстраха». Если «новая редакция» будет принята, иностранные миноритарии фактически не смогут провести в совет директоров кандидатов по своему выбору.
Чехи удивлены: неужели г-н Дерипаска считает, что зарубежные акционеры будут выдвигать «своих» представителей по спискам, предоставленным самим г-ном Дерипаской?! Западные миноритарии заявляют, что в российском бизнесе создается опасный - даже по сугубо политическим меркам - прецедент для страны. «Поправки Дерипаски» вполне можно отнести к разряду нарушений прав человека. Безусловно, иностранцы могли бы отыскать достойных представителей среди граждан России, но отказываются из принципиальных соображений, квалифицируя такой подход как «дискриминационный и нецивилизованный». Чешские миноритарии резюмируют: поскольку совет директоров – в отличие от правления компании - является органом надзора и контроля акционеров над деятельностью управленцев, то только лично акционеры и должны выдвигать в совет порядочных, на их взгляд, умных и опытных членов. Перед законом, в том числе и верховным, как известно, все люди равны. «А является ли равенство перед Конституцией определяющим и для г-на Дерипаски? - спрашивают иностранные акционеры.
При всей беспримерной бдительности по отношении к иностранцам Дерипаска являет примеры неслыханного для бизнесменов либерализма к своему секретарю. Пункт 3.5 положения «о Совете директоров» секретарь наделяется «правом свидетельствовать верность копий указанных документов и выписок из них», то есть фактически подменять собой нотариуса.
Адвокат АБ "Бартолиус" Наталья Васильева, представляющая интересы PPFI, утверждает, что новая редакция Положения о Совете директоров ОСАО «Ингосстрах» прямо нарушает Конституцию РФ (в частности, ст. 19), которая говорит о равенстве не граждан РФ перед законом и судом, а о равенстве «всех», используя понятия «человек и гражданин». «Лишение иностранных граждан, находящихся на территории РФ на законных основаниях и осуществляющих разрешенную законом трудовую деятельность с соблюдением всех требования миграционного законодательства, возможности быть выбранным в Совет директоров ОСАО «Ингосстрах» является одним из проявлений дискриминации по признаку гражданской принадлежности к иностранному государству».
Затем, грубо нарушается Закон «Об акционерных обществах» (п. 2 ст. 66), в котором предъявляется только одно требование к члену Совета директоров – им может быть лишь физическое лицо. Тем самым законодатель ограничивает только организации (юридические лица) в данной возможности, но никак ни иностранных граждан.
По словам Васильевой, «каких-либо ограничений на занятие любых должностей внутреннего менеджмента любого юридического лица, даже занимающего одно из лидирующих мест в своем сегменте, установлено быть не может. Иное означало бы нарушение как международного законодательства, так и национального».
Интересно, что Дерипаске не мешает наличие иностранцев в советах других компаний «Базэла». Например, в совет ГАЗа входит швед Эрик Эберхардсон, в совет банка «Союз» — англичанин Стюарт Лоусон, а в совете «Русала» сразу шесть иностранцев: Лен Блаватник, Айван Глайзенберг, Майкл Носсал, Найджел Кенни, Саймон Томпсон и Филип Лэйдер.
Кроме того, известны примеры пребывания иностранцев и среди директоров страховых компаний. Так, в совет «РЕСО-гарантии» входят Георг Лоренц, Ричард Гласспул и Хосе Леон-Лассерротт, «Альфастрахования» — Ханс Фалк Бьерке.
Да и сам Дерипаска вряд ли бы преодолел в начале своей карьеры свой же образовательный ценз при поступлении в 1992 году в ТОО «Военная финансово-инвестиционная компания». Тогда он мог предъявить лишь аттестат об окончании Усть-Лабинской средней школы №2 и лычки старшего сержанта советской армии. А за его плечами был один курс физического факультета Московского государственного университета и два года срочной воинской службы в частях Ракетных войск стратегического назначения в Забайкальском военном округе.
|