Занятно, что фокус внимания отечественной политизированной общественности и ее пророков времен общественно-политических пересменок – политологов и технологов избирательных кампаний – был зачастую прикован к самому верхнему этажу здания российской государственности. Сначала наблюдатели гадали, как президент Владимир Путин будет решать для себя главную задачу «последнего» срока – уходя, останется, или, оставаясь, сымитирует уход?.. Затем напряженно рядили о том, кто будет избран в политические преемники нынешнего президента. Не практичнее ли будет проникнуть в самую логику происходящих с нами перемен?
Итак, ключевым для страны вопросом с 2004 года являлся вопрос преемственности курса Путина после президентских выборов 2008 года. Во главе ли с самим Путиным или его «заместителем» - не суть (похоже, даже для самого Путина). От лидера же курса зависят в большей степени формы обеспечения преемственности и воля к их осуществлению. Теперь к вопросу о формах обеспечения преемственности, которые видны стороннему наблюдателю в современной России. К ним относятся: Расстановка проверенных кадров на посты в федеральных и региональных органах власти; Обеспечение конституционного (причем с запасом) большинства в Госдуме России; Наконец, собственно, кандидатура преемника – кандидата в президенты РФ. Понятно, что не голый волюнтаризм лидера является основанием для кадровых перестановок и перемен в верхних эшелонах власти России. Именно поэтому было бы разумным предположить наличие некоторых общих принципов для такого рода действий: Бережное (в отличие от своего предшественника) отношение Путина к номенклатуре (как одного из сегментов элементной базы современной российской элиты); Принятие в учет уровня конфликтной напряженности того или иного региона России как основание для кадровых оргвыводов; Качество и своевременность предоставляемых властями регионов населению услуг; Макроэкономические показатели региона и его бюджетная самодостаточность; Степень непоказной лояльности тех или иных элитных групп по отношению к курсу, его целям и задачам и лично Путину; Наконец, результаты, достигнутых в том или ином регионе на соответствующих выборах.
Учитывая общественно-политическую федеральную повестку и логику соответствующих ей кадровых решений, имеет смысл перейти к тому, как это может претворяться на региональном уровне. Ярославская область – один из субъектов-доноров РФ. Донорство области завязано не на сырьевые ресурсы или «столичный фактор», подобный Москве или Санкт-Петербургу.
Более пристальный взгляд на пестроту ярославских СМИ обнаруживает действие указанных выше общих принципов для федеральных кадровых перестановок и в данном регионе.
№ | | | 1 | Бережное отношение В.В.Путина к номенклатуре. | Перевод губернатора не куда-нибудь в политическое небытие, а в Госдуму. | 2 | Принятие в учет уровня конфликтной напряженности того или иного региона России. | На уровне областной элиты – напряженная подковерная борьба, выразившаяся в существенном обновлении первых лиц областной Администрации, и, как минимум, трехкратной (!) правке регионального списка «Единой России», в который, в конечном счете, не вошел секретарь политсовета, сенатор Н.И. Тонков; На уровне муниципальных образований - острая борьба за власть в ряде муниципалитетов области (Рыбинск, Тутаев), возбужденные прокуратурой уголовные дела на глав ряда муниципий (Рыбинск, Ростов, Переславль, Ярославский район). | 3 | Качество и своевременность предоставляемых властями регионов населению услуг. | Имел место случай запоздания с началом отопительного сезона в Тутаеве из-за внутреннего конфликта местной элиты. | 4 | Макроэкономические показатели региона и его бюджетная самодостаточность | Дефицит бюджета области стал существенно нарастать в последние годы. | 5 | Степень непоказной лояльности тех или иных элитных групп по отношению к курсу, его целям и задачам и лично В.В. Путину. | Достоверная информация отсутствует. | 6 | Результаты, достигнутых в том или ином регионе на соответствующих выборах. | 85-й (из 87-и возможных) результат «Единой России» среди субъектов федерации на прошедших выборах в Госдуму РФ. |
В Ярославле, помимо технологических усилий, были также задействованы и административные рычаги для достижения результатов партией парламентского большинства. На работу с муниципалитетами был приглашен в Администрацию области вице-губернатором деятельный молодой политик М.В. Гейко. Экс-губернатор Лисицин все делал в свойственной ему манере подбора кадров по принципу жесткой эффективности и глубокой организационной подготовки в решении будущих задач, не взирая на политическое происхождение привлекаемых специалистов.
И пресловутый фактор уровня конфликтной напряженности в элитах региона сделал свое дело. Силовые меридианы интересов различных элитных групп области взаимодействовали главным образом через конфликты. Новприглашенные в администрацию Лисицина молодые специалисты с СПС-овским и оранжистским прошлым вели подковерную борьбу со старыми административными кадрами. Сенатор от Ярославля Н.И. Тонков неоднократно серьезно и публично полемизировал с самим Лисициным, имея в виду для себя перспективы губернаторства. Отзвуки их полемики сотрясали областную партийную организацию «Единой России». Муниципальные элиты «рубились» на местном уровне и с областными коллегами под аккомпанемент возбуждаемых прокуратурой уголовных дел. Видимо, каждая из участвующих сторон рассчитывала, что повышение градуса напряжения будет выгодно именно ей. В результате значительное количество организационной энергии было потеряно на «внутреннее сопротивление» двигающейся ярославской элиты. Это и привело к неизбежности результатов выборов 2-го декабря, ставших, скорее всего, лишь поводом для ухода с поста губернатора Лисицина и связанной с ним эпохи. Обращает на себя внимание то, что федеральная политика по отношению к руководителям регионов остается в принципах своих неизменной и неслучайной вот уже несколько лет. Губернаторы-старожилы по-прежнему лишаются своих постов все-таки по совокупности причин, иначе ставропольскому Черногорову давно бы уже нашли новое место работы после мартовского поражения «Единой России». И по-прежнему пользуются популярностью «русские грабли» внутрирегионального элитного раздрая, о которые разбивают себе лбы наиболее авторитетные тяжеловесы-губернаторы – саратовский Аяцков, самарский Титов и теперь ярославский Лисицин.
Как видим, современная российская политическая система при видимой персонализации все быстрее и устойчивее обретает черты в изрядной мере обезличенной конструкции, развивающейся по объективным канонам. И в этом ключе прозвучавшее авторское пророчество об убийстве Путина как о важнейшем факторе развития русской жизни не более чем иррациональная вера геймера во всемогущество «Save&Load», в то время как он пытается ментальным усилием оказаться в вагоне давно ушедшей с платформы электрички.
|