Прошлые и новые «успехи» председателя правления ОАО РАО «ЕЭС России» Чубайса изменили и продолжают ломать судьбы народов России, и в их числе инженеров, работавших и ещё работающих на некоторых этажах 27-этажного здания на Ленинградском проспекте города Москвы. На крыше этого здания громадный щит, видимый с Ленинградского проспекта и многих точек района: «БАНК МОСКВЫ». Это — реклама. Пока этого банка в здании нет. В здании работают несколько сотен из когда-то нескольких тысяч проектировщиков, создававших проекты гидроэлектростанций и гидротехнических объектов с мировой славой и известностью, многих сотен сооружений, построенных в СССР и зарубежных странах.
Уже много лет освободившиеся помещения института сдаются в аренду. Институт уже не носит имени С.Я. Жука, который создавал школу советских гидротехников. Советское правительство высоко оценивало его заслуги и неоднократно награждало высокими наградами, он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР. По решению правительства С.Я.Жук был похоронен на Красной площади, у Кремлёвской стены, его имя было присвоено институту, а сегодня имя С.Я.Жука вычеркнуто из наименования института. Почему?
Возможно, сыграла свою подлую роль метка на его имени, поставленная Солженицыным. В книге «История Гидропроекта. 1930 — 2000» (под ред. В.Д.Новоженина. — М., 2000.) читаем:
«Своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ» А.И.Солженицын потряс мир, отразив практически неизвестный до этого пласт жизни общества, только настораживала безапелляционная позиция автора: ответственность за гибель тысяч людей он возложил прежде всего «на шестерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по сорок жизней», и среди этих фамилий назвал С.Я.Жука.
Очевидные противоречия между выявленными документальными материалами об С.Я.Жуке и этим утверждением заставили нас обратиться к А.И.Солженицыну с просьбой ознакомиться с имеющимися данными и внести коррективы в новом тираже его книги.
Обмен информацией проходил через сотрудников Фонда Солженицына и завершился телефонным разговором непосредственно с Александром Исаевичем. Суть его ответа сводилась к следующему: книга написана 30 лет назад, переведена на 35 языков мира. Она выполнила свою задачу. Теперь эта тема для автора закрыта, и он не собирается к ней возвращаться. Да, он сидел в лагере в Экибастузе, на Беломорканале никогда не был, в архивах не работал, его книга — это «опыт художественного исследования», и так к этому следует относиться... Свои материалы мы можем опубликовать, сдержанная форма и стиль наших писем ему понравились».
Важным событием в жизни института было его акционирование в составе РАО «ЕЭС России». Все сотрудники института стали его акционерами, но никто не почувствовал себя хозяином из-за особенностей РАО «ЕЭС России». По его уставу, роль общего собрания акционеров института передана правлению РАО. Многие работники весьма скоро расстались с акциями и стали вольнонаёмными работниками. АО «Институт Гидропроект» приняло на себя всю ответственность за экономическое положение организации и сотрудников. Были трудные времена. Пришлось сокращать численность. Выживали в основном за счёт зарубежных объектов.
В какой-то момент ситуация улучшилась. Начали своевременно выдавать зарплату, ремонтировать помещения, закупать оборудование, институт впервые показал в документах полученную прибыль. И в это время организуется встреча ведущих сотрудников института в зале на 4-м этаже с будущим руководством института. Перед специалистами, в основном пенсионного и предпенсионного возраста, предстали двое молодых людей, направленных РАО, с экзотическими для института специальностями. В зале встал сотрудник и сказал: «А зачем вы пришли? Где вы были, когда мы выживали, когда нам было трудно?..».
Прошло несколько лет. В этом году посланцы РАО институт покинули. О причинах прямо не сказано. Но за годы их руководства институт не развивался, а угасал. Специалисты, которым в начале преобразований в стране, затеянных Чубайсом и его командой, было за сорок, уже пенсионеры, молодые кадры не подготовлены.
Резерва в энергетике, созданного в бытность СССР, стало не хватать. И новая капиталистическая власть через 15 лет осознала, что скоро проблема энергодефицита возникнет практически повсеместно. На основе исследований, которые были наработаны в советский период, поспешно была составлена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики. В срок до 2020 года энергосистема должна стать как минимум в полтора раза, а по максимальному сценарию в два раза мощнее.
В правительстве говорят о Генсхеме как о втором ГОЭЛРО. Россия имеет огромный гидропотенциал, у неё большие возможности для развития этого типа чистой, самой дешёвой и возобновляемой энергии. Генсхемой предусмотрено строительство нескольких десятков гидроэлектростанций (ГЭС) и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС). Планируемые вводы мощностей на ГЭС и ГАЭС соизмеримы с вводами мощностей в СССР (Лапин Г.Г. и др. «О состоянии и перспективах развития гидроэнергетики России», журнал «Гидротехническое строительство», 2007, №6). В их числе — крупнейшая Эвенкийская ГЭС, в советский период проектировщики называли её Туруханская ГЭС, мощностью 12000 мВт.
Есть ли база для такого грандиозного гидроэнергетического строительства?
В СССР проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы обеспечивали 15—17 тысяч человек. Сегодня численность всех организаций, которые могли бы выполнять эти работы, не превышает 3 тысяч человек. Следовательно, для обеспечения проектных работ необходимо многократное увеличение численности работников проектно-изыскательских организаций с увеличивающей поправкой в связи с отсутствием у новых работников опыта и отсутствием единого и компетентного руководства.
Вводы мощностей в СССР обеспечивали мощные специализированные строительные и монтажные организации численностью 700 тысяч человек. Такого количества кадров в гидростроительном комплексе сегодня нет. Набор и подготовка такого количества специалистов, особенно специализированных монтажных кадров, — труднейшая задача. Количество агрегатов, необходимых для осуществления плана, — более 300. Заводы-изготовители только России не обеспечат их изготовление.
С первых месяцев Советской власти, когда ещё продолжалась Гражданская война, начали строиться Шатурская электростанция и Волховская ГЭС. В 1920 году был одобрен на VIII съезде Советов план ГОЭЛРО. Троцкий, Рыков, их сторонники кричали о нереальности этого плана, пытались препятствовать его принятию, а затем его осуществлению. Под руководством И.В.Сталина через пятнадцать лет план ГОЭЛРО был перевыполнен почти в 4 раза. Нынешней капиталистической власти понадобилось столько же лет только на принятие Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Один из идеологов капиталистических преобразований в России Чубайс у народа заслужил позорную славу. На сегодняшний день он совершил ещё одно злодеяние: не только разрушил единую энергетическую систему, но и уничтожил базу для её развития. Прискорбно, когда власть прибегает к услугам мошенника, который не созидаёт во благо народов России, а наносит стране колоссальнейший вред.
|