Вчера кабинет министров Михаила Фрадкова собрался в последний раз. Обремененный на несколько дней - до передачи дел сменщику - приставкой «и.о.» премьер не выглядел удрученным и потерянным, вел заседание в привычной для себя манере и был как всегда раскован, сыпал остротами и афоризмами, словно нарочито подчеркивая, что отставка отставкой, однако ничего экстраординарного ни в его жизни, ни в жизни страны, правительством которой он управлял на протяжении последних трех с половиной лет, не произошло. В то же время чиновники за его спиной активно обсуждали слухи о готовящихся в их стане перемещениях.
Открывая заседание, Михаил Фрадков позволил себе подвести итог проделанной работе. Выводы и.о. премьера не расходились с оценками деятельности правительства, которые дал накануне президент Владимир Путин. Глава государства, как известно, высоко отозвался о работе и самого Михаила Фрадкова, и правительства в целом. Уходящий с поста премьер тоже позволил себе отметить успехи своих подчиненных. «Сделанное подтверждает, что мы твердо стоим на рельсах преобразований в экономике, работаем в интересах развития современных механизмов и инструментов рынка и учитываем все имеющиеся у нас возможности», – заявил он. По его мнению, удалось немало сделать в сфере налогообложения, защиты прав собственности, обеспечения справедливой конкуренции и повышения конкурентоспособности экономики.
В этом контексте первый вопрос вчерашней повестки заседания правительства выглядел особенно актуальным. Однако даже отчет о работе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за год главы службы Игоря Артемьева, хотя и вызвал дискуссию, не мог отодвинуть на второй план отставные настроения. В коридорах Белого дома чиновники глухо шепчутся о возможных перестановках в министерствах и перспективах дальнейшего трудоустройства отдельных министров. В частности, источник «НГ» в правительстве на условиях конфиденциальности сообщил, что кроме главы Минпромэнерго Виктора Христенко своих постов лишатся глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов и глава Минприроды Юрий Трутнев. Причем Михаил Зурабов, по словам чиновника, в плане трудоустройства, оказывается, может составить конкуренцию Виктору Христенко, которому прочат пост руководителя компании «Транснефть».
В то же время сохраняется интрига: что ждет Михаила Фрадкова, какая должность и в какой компании ему уже наверняка предложена, - поскольку вопросы такого рода, как правило, решаются задолго до официальной отставки. Ну а Михаил Фрадков морально был готов к такому повороту едва ли не с первого дня. Определение «технический премьер» было для него, конечно, оскорбительным, но оно довольно точно отражало ситуацию. Ни одного министра в своем кабинете ему не удалось ни снять, ни тем более назначить. А искушение было. Когда-то он признался, что будь его воля, он бы кое-кого из членов своей команды обязательно поменял. Но в итоге уходить пришлось самому.
|