«Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводится проверка соблюдения законодательства и обеспечения прав граждан в сфере потребительского кредитования, – сообщило в пятницу ведомство. – Наибольшее количество обращений связано с деятельностью закрытого акционерного общества "Банк Русский стандарт" при оказании услуги кредитования физических лиц».
Причиной проверки стали жалобы клиентов банка о нарушениях их прав при заключении договоров потребкредитования. «Гражданам по почте рассылаются кредитные карты с предложением их активации по телефону на выгодных условиях, – говорит Генпрокуратура в своем сообщении. – При этом граждане жалуются, что полная информация об услугах и последствиях заключения договора до них не доводится, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывается в несколько раз выше заявленной». Также на потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита, комиссия за кассовое обслуживание.
Генпрокуратура поручила руководителям Банка России, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) провести проверку банка «Русский стандарт» – одного из лидеров по потребкредитованию.
Руководство банка комментировать ситуацию «Газете.Ru» отказалось.
Генпрокуратура – не первое ведомство, у которого деятельность «Русского стандарта» вызывает вопросы. Буквально на уходящей неделе закончилось противостояние кредитной организации и Роспотребнадзора. Поводом к нему стало постановление управления надзорного органа по Красноярскому краю: Роспотребнадзор по итогам проверки в местном отделении банка счел незаконными комиссии за обслуживание счета и другие банковские сборы и решил привлечь банк к административной ответственности. Банк решение ведомства оспорил, причем по месту нахождения центрального офиса – в арбитражном суде Москвы, и суд встал на его сторону. И это при том, что ранее чиновникам удалось выиграть в трех инстанциях аналогичное дело – против другого лидера рынка потребкредитования «Хоум Кредит энд Финанс Банка».
Но Роспотребнадзор сдаваться не собирался. Глава ведомства Геннадий Онищенко пообещал, что будет бороться за права потребителей «социальными» мерами, публикуя жалобы клиентов банков. «Сюжеты многих драматических произведений русской классической литературы поблекнут перед той суровой реальностью взаимоотношений, о которых повествуют граждане страны», – объяснил чиновник свою миссию. ---------------------------------------------------------------------------------------- «Русский стандарт» один из первых среди банков пошел на раскрытие эффективной ставки по кредитам, не дожидаясь вступления в силу указания ЦБ, обязывающего это делать (оно вступает в силу 1 июля этого года). По информации банка, эффективная ставка по выдаваемым им потребкредитам составила 44,3%, по кредитным картам – 79,2%. ---------------------------------------------------------------------------------------- Теперь дело Онищенко продолжила Генпрокуратура. По мнению экспертов, у новых оппонентов «Русского стандарта» будет больше шансов, чем у прежних. «Если дело дойдет до суда, Генпрокуратура сумеет подготовится к нему более профессионально», – говорит управляющий партнер бюро «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов.
Похоже, банки вряд ли могут надеяться, что после раскрытия ими эффективной ставки прежние их грехи будут забыты. Банк «Русский стандарт» наверняка не окажется в одиночестве. В начале текущей недели ведомство Онищенко и Центробанк договорились об обмене аналитико-статистической информацией и об экспертной поддержке Центробанка претензий Роспотребнадзора к кредитным организациям.
|