Счетная палата засомневалась, правомочна ли была регистрация Роспатентом 23 советских продовольственных брендов за ФКП “Союзплодоимпорт”. Аудитор палаты Александр Назаров уверен, что марки, большая часть которых водочные, надо вернуть государству в лице Росимущества. В ФКП удивлены и напоминают, что эти бренды и так принадлежат государству.
-------------------------------------------------------------------------------- Федеральное казенное предприятие (ФКП) “Союзплодоимпорт” от лица государства управляет советскими алкогольными марками. ФКП возглавляет экс-замминистра сельского хозяйства Владимир Логинов. Доход предприятия в 2005 г. составил 158 млн руб., чистая прибыль — 50 млн руб.
-------------------------------------------------------------------------------- Плановая проверка Счетной палатой деятельности Роспатента проходила в начале года и была посвящена эффективности соблюдения ведомством интересов Российской Федерации. Однако вывод аудитора Александра Назарова оказался неутешительным: ведомство, возглавляемое Борисом Симоновым, “не обеспечивает защиту <...> интересов России по закреплению прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств федерального бюджета”, говорится в заключении. Также установлены факты нецелевого использования средств из федерального бюджета на 5,8 млн руб.
Особый интерес Счетной палаты вызвала регистрация 23 товарных знаков на имя ФКП “Союзплодоимпорт” (20 из которых — на алкогольную продукцию). “Собственником марок должно быть государство, а не другие организации. Есть риск того, что марки могут быть переданы третьим лицам, в этом случае государство лишится марок, а федеральный бюджет — денежных поступлений”, — говорит Александр Назаров. Он предлагает передать товарные знаки в ведение Росимущества. Связаться с Росимуществом в пятницу не удалось.
В ФКП претензии Счетной палаты считают необоснованными. “Все товарные знаки являются составной частью имущественного комплекса ФКП, а весь имущественный комплекс предприятия принадлежит РФ. Кроме того, чистая прибыль от использования всех товарных знаков перечисляется в федеральный бюджет”, — указывает гендиректор “Союзплодоимпорта” Владимир Логинов. В пресс-службе ФКП добавили, что права на 17 товарных знаков (в том числе водочные Stolichnaya, Moskovskaya и др.) были переданы “Союзплодоимпорту” постановлением правительства в 2002 г. Позднее “Союзплодоимпорт” зарегистрировал другие товарные знаки на имя РФ в лице ФКП, в том числе и сходные по звучанию и написанию с теми, что были переданы правительством (например, Cristall и Kristall). Это было сделано для дополнительной защиты знаков от недобросовестной конкуренции, отметили в пресс-службе.
Связаться с Борисом Симоновым в пятницу не удалось. Помощник руководителя Роспатента Сергей Лукницкий сообщил корреспонденту “Ведомостей”, что сможет дать комментарии в следующий четверг.
Эксперты сомневаются, что аудит Счетной палаты лишит ФКП марок. “Согласно закону "О товарных знаках" их владельцем может считаться юридическое или физическое лицо, коим и является ФКП. Счетная палата может лишь указывать на недостатки в работе Роспатента, а вот какие-либо решения выносят другие ведомства”, — подчеркивает адвокат Яков Мастинский (защищает интересы ТПГ “Кристалл” в споре за товарный знак “Гжелка”). “ФКП распоряжается марками от имени государства, но продать их не может, у него просто нет такого права”, — добавил патентный поверенный, попросивший об анонимности. Согласно процедуре Счетная палата в течение трех дней должна направить информационное письмо с указанием выявленных нарушений президенту, в правительство, Минобрнауки и Минфин, а также в Генеральную прокуратуру.
Андрей Скурихин, президент S.P.I. Group, которой принадлежат права на продажу за рубежом водки Moskovskaya и Stolichnaya, не скрывает желания получить аналогичные права и в России. При этом он не считает, что такая возможность может появиться по итогам проверки Счетной палаты.
|