Загадочная персона нового президента становится все ближе и ближе народу. Он уже представился как "сын", "ученик", "разведчик", "демократ" и "семьянин". Но единственный источник, откуда можно почерпнуть скупые сведения о президентских пристрастиях, привычках и взглядах, - сборник его интервью "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным", недавно выпущенный издательством "Вагриус", - имеет существенный пробел. До сих пор никто не рассказал об отношениях бывшего чекиста с Церковью и ее иерархами. Эта важная и абсолютно неизвестная сторона жизни Путина раскрывается нами благодаря тому, что нашелся священнослужитель, который является его исповедником, или духовником. Вспомним: духовник царя нередко определял судьбы российской империи.
Итак, духовником Путина является некий архимандрит Тихон, настоятель Сретенского монастыря, расположенного в центре Москвы - на Лубянке, в полукилометре от здания ФСБ РФ, что само по себе символично.Начнем с короткого интервью, которое взял у него корреспондент FLB:
- 26 марта состоялись выборы президента России. Вы голосовали?
- Да, впервые в жизни. Я никогда не голосовал: ни за Брежнева, ни за Ельцина. Я проголосовал за Владимира Путина, потому что знаю его лично. Путин - человек верующий, православный. А для пастыря отдать голос, это все равно, что поручиться.
Мне в нем очень нравиться одно качество - он совершенно не стремится к власти. Во всяком случае, политика, которую он проводил как премьер, для меня абсолютно приемлема.
- Не кажется ли вам, что Россия выбрала человека, которого она совершенно не знает?
- А кого она знает? Явлинского? Жириновского? Джабраилова? Путин как раз успел себя показать и зарекомендовать - он полгода совершал поступки.
- Путин - кадровый сотрудник КГБ, атеист по определению. Как же вы нашли с ним общий язык?
- Не буду сообщать никаких подробностей об обстоятельствах нашего знакомства. Скажу одно: Путин - человек искренне верующий и знающий Бога. Он сам разобрался в очень глубоких вопросах бытия, как писал Достоевский: "может для кого-то это выглядит и смешно - его вера".
Архимандрит Тихон, в миру Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году, окончил сценарный факультет ВГИКа. Был послушником Псково-Печерского монастыря, работал в Издательском отделе Московского патриархата. Десять лет тому назад Шевкунов впервые выступил в печати как один из идеологов фундаменталистского направления Русской Православной Церкви. В "Литературной России" (№45 от 12.11.90) - печатном органе писателей-деревенщиков он опубликовал пространную статью "Церковь и государство", в которой открыто высказал свое отношение к демократии.
"Демократическое государство, - писал отец Тихон, - неизбежно будет стараться ослабить наиболее влиятельную церковь в стране, приводя в действие древний принцип "разделяй и властвуй".
...В 1991 году сгорело одно из зданий Донского монастыря, где проживал Шевкунов. По версии следствия, виновником пожара стал пьяный монастырский сторож, уснувший с зажженной папиросой. Вроде бы обычное бытовое происшествие, но отец Тихон решил проявить "политическую бдительность". В интервью "Комсомольской правде" он обвинил в "злонамеренном поджоге" агентов западных спецслужб в лице верующих Русской Православной Церкви За рубежом. Правда назвать их поименно отказался: "Есть такое слово, - напомнил он, - удобиемолчание".
Что отец Тихон подразумевал под "удобиемолчанием" - остается только догадываться. Возможно, именно оно, а также "бдительность" помогли сделать ему в Московской Патриархии блестящую карьеру - сначала возглавить крупный московский монастырь, а затем взять на свое попечение душу президента России.
Шевкунов неспроста отказался сообщить нашему корреспонденту обстоятельства его знакомства с Путиным. Для любого священнослужителя упоминание о его неформальных отношениях со спецслужбами является несмываемым пятном на рясе. Архимандрит же прошел по ступенькам своей карьеры бок о бок с бывшими генералами КГБ, которые, очевидно, и "вывели" его на будущего президента страны.
Один из них - генерал-лейтенант Николай Леонов входит вместе с Шевкуновым в редколлегию журнала "Русский дом". Леонов родился 22 августа 1928 года в Рязанской области.
С 1958 по 1991 год служил в системе КГБ СССР, в свое время был известен как "куратор" Фиделя Кастро и идейный вдохновитель всего "революционного пожара", который долгое время бушевал в Латинской Америке в 60-70 годах, был заместителем начальника Первого Главного Управления (в котором в те годы проходил службу и Путин), начальником Аналитического управления КГБ СССР. Сразу после августовских событий 1991 года подал рапорт об отставке. Последние годы работал вместе с Леонидом Шебаршиным (последний начальник ПГУ КГБ СССР) в так называемом Управлении экономической безопасности - конторе которая поначалу играла роль некой обощенной службы безопасности для многих крупных российских банков (Промстройбанк, Инкомбанк и пр.), в период правления Примакова в Белом Доме готовила ему проекты правительственных постановлений и концепции экономических программ.
Кстати, в последнем номере журнала опубликована любопытная статья, подготовленная "аналитическим товариществом "Русского дома", в которой на полном серьезе проводятся аналогии между Путиным и Цезарем, основывающиеся на "физиогномическом" сходстве:"Челюстной аппарат - это механизм захвата и удержания добычи. Плебеи стараются развить его непрестанной жвачкой. Крепкие, смахивающие на квадратные, челюсти Цезаря и Путина говорят о том, что эти своего не пустят".
Далее "товарищество" находит удивительное сходство между римским императором и российским президентом по устройству черепа, густоте волосяного покрова etc. И вся эта кропотливая "аналитика" призвана, очевидно, приблизить читателя к пониманию того, что Россия - это "третий Рим", последняя империя голубой планеты.
Кроме этого, игумен Тихон Шевкунов входит в компанию представителей ультраконсервативного крыла Московской Патриархии, среди которых: иеромонах Кирилл Сахаров, председатель вполне антисемитского Союза Православных братств, митрополит Кирилл (Гундяев), один из сопредседателей Всемирного Русского Собора и лидер движения "Россия Православная" Александр Буркин, бывший чекист, а ныне преуспевающий бизнесмен.
В вопросах свободы слова отец Тихон выступает вполне в черносотенском духе. В одном из своих интервью он говорит: "Цензура - это нормальный инструмент в нормальном обществе, который должен отсекать все экстремальное. Лично я, конечно же, за нее - и в религиозной области, и в области светской.
Что касается государственной цензуры, то рано или поздно к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и иначе, как со словом "дура", ее не рифмовал. А впоследствии ратовал за цензуру...".
Ратуя за цензуру, Шевкунов отчего-то не погнушался принять приглашение Доренко поучаствовать в его телепередаче, абсолютно свободной от этических норм. Вместе с говорящей головой крещеного олигарха он неистово разоблачал Лужкова, который "пользуется услугами сектантки-адвоката Крыловой".
Но более всего прославился архимандрит Тихон "борьбой" с введением индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). Как известно, для Министерства налогов распространение системы ИНН на физических лиц - подспорье в борьбе за собираемость налогов. Для Шевкунова ИНН - сатанинская проделка, предвещающая наступление "нового мирового порядка". Уже несколько лет он ведет кампанию против любого электронного учета и системы штрих-кодов, всем знакомым по наклейкам на товарах в магазинах. Его аргументы вкратце сводятся к следующему: уникальный персональный номер - разновидность личного имени, а имя у христианина одно - данное при крещении; тотальная система учета подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с их точки зрения, государства; в штрих-коде, лежащем в основе универсальной электронной кодировки, использованы разделители, очень похожие на код цифры 6, таким образом, в каждом штрих-коде содержится "число зверя". Говорится также о перспективе нанесения индивидуального кода прямо на тело человека, на лицо или на ладонь, что позволило бы решить многие проблемы авторизации магнитных карточек; эти проекты ассоциируются у фундаменталистов с описанным в Откровении Иоанна Богослова нанесением "печати зверя" на лоб и на руку. Статья Шевкунова "Шенгенская зона", посвященная этой "жгучей проблеме", была, в частности, опубликована в газете "Русский порядок" - печатном органе неонацистского движения Русское национальное единство.
Но под маской "неистового отца Аввакума", фанатичного борца с новыми ересями, которую натянул на себя Шевкунов, прячется вполне обычный человек с присущими ему слабостями. Знающие люди поговаривают о его склонности к злоупотреблению крепкими спиртными напитками (рудимент его богемной молодости?) Игумен разъезжает на бронированной "Ауди-8" правительственного класса и любит сорить деньгами в дорогих ресторанах.
Об особой роли духовных отцов в период Великой Смуты писал известный историк Лев Гумилев: "Беспорядок обнаружился и в Церкви, которая не смогла выполнить роль "духовного врача", хранителя нравственного здоровья народа. Естественно, что после Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Реформу проводили не архиереи, а священники: протопоп Иван Неронов, духовник юного царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, знаменитый Аввакум. Эти "ревнители благочестия" действовали по двум направлениям. Во-первых, в области "социального христианства", под которым подразумевались устные проповеди и непосредственная работа среди паствы: закрытие кабаков, устройство богаделен, приютов для сирот. Во-вторых, они занимались исправлением обряда и собственно богослужебных книг".
Похоже, мало что изменилось за прошедшие три столетия. Вновь Смута, беспризорные дети, бомжи и кабаки на каждом углу. Вновь говорят о реформе Церкви и ее роли "духовного врача". Дело за малым - отыскать Путину духовника, который не будет нашептывать президенту про "Третий Рим", льстиво сравнивать его с "великим Цезарем" и отгораживаться от верующих комфортной броней иномарки. Но возможно ли это в наше смутное время?
|