... Сегодня бедность населения и вороватость чиновничества — это как два сиамских близнеца, связанных единой системой пищеварения: если в одном месте прибыло, то в другом на столько же убыло. И это можно доказать на примере. Взять такой важный вопрос, как контроль за качеством пищевой продукции. В 2005 году в нашей стране была проведена реорганизация ветеринарного контроля на границе, и руководителем Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был назначен Н.Широков.
Благое дело, кто же спорит? По существу, работники Россельхознадзора — это тоже часовые границы, можно сказать, «чекисты в белых халатах». Только ловят они не шпионов и диверсантов, а возбудителей опасных болезней, разных там клещей, паразитов и прочих опасных вредителей. Но вот прокуратура Санкт-Петербурга 24.05.2006 года возбудила против Н.Широкова уголовное дело.
Это что же творят стражи закона с часовыми границы? Можно сказать, ослабили пограничный контроль, оголили границу! Кто нас теперь защитит от бактерий с заграничным паспортом? Скажите, пустые страхи? А вот пример — уголовное дело против Широкого тянется уже почти 5 месяцев, но будто какие-то неведомые силы вставляют палки в колеса следствию. Не иначе как оказался ослаблен ветеринарный контроль на границе, и теперь следственная бригада подверглась нашествию неведомого вируса. Может быть, даже и «коровьего бешенства». В том смысле, что «и не мычит, и не телится». И дело до конца не доводит. Ведь уже прошло 5 месяцев как в отношении Широкова возбудили уголовное дело, а ему еще до сих пор не предъявлено обвинение.
Чем же провинился чиновник столь высокого ранга? В «Постановлении о возбуждении уголовного дела» говорится, что в помещении управления, где начальником Широков, вдруг появилось объявление. А там черным по белому написано, что отныне за получением разрешительных документов — таких как фитосанитарный и карантинный сертификат (ФСС и КС), а также импортное карантинное разрешение (ИКР) — следует обращаться не к госчиновникам, а... к коммерческим структурам. И даже указывалось к каким — ООО «Гринвей-Нева» и ООО «Лесной карантинный брокер». И что самое важное — отныне за все придется платить! И немалые деньги. Если прежде оформление одного документа стоило 25 рублей, то фирма-посредник ООО «Консалт-СПб» теперь берет 1500 рублей, то есть услуги ни много ни мало выросли в 60 раз.
По другим документам тоже в десятки раз. Причем коммерсанты-посредники стали брать деньги даже за такие экспертизы, которые просто по закону должны быть бесплатными.
Как пишет прокуратура, одна компания — ЗАО «Компания Виннэр» только с сентября 2005 года по апрель 2006 года переплатила оборотистым коммерсантам свыше миллиона рублей. Но это одна компания, а их были десятки и сотни. Посчитайте, какой навар получили фирмы-посредники и госчиновники.
Вот ведь как получается: всем морока, а кому-то выгода. Есть еще у нас такие добрые молодцы. Это ведь только в сказках солдат из топора суп варил, а современные часовые границы научились себе навар делать просто из воздуха. Точнее сказать, из своих служебных полномочий. Даже понятие новое появилось — «должностная рента».
И сколько же наваривают эти ухари на границе? И это можно посчитать. По статистике, на столе у среднего россиянина сейчас 70—80% продуктов импортного происхождения. То есть все они проходят через границу, и оборотистые дельцы в паре с чиновниками ветеринарного контроля наваривают свой процент на каждой тонне.
В 2006 году к нам должны ввезти из-за границы 435 тыс. т. мороженой говядины, 476,1 тыс. т свинины, а также 1 млн 130,8 тыс. т мяса домашней птицы (которое в основном представлены всеми знакомыми «ножками Буша»). Итого без малого 2 млн т одного только импортного мяса, да сколько еще всего прочего идет через границу! Покупает, скажем, молодой человек своей девушке цветы (а они, как правило, у нас голландские), и даже не догадывается, что переплачивает и что часть его денег за букет пойдет шустрым чиновникам.
Занимавшийся этим делом юрист Ш.Якубов пишет: «Предприниматели... включили вышеуказанную сумму (сумма незаконных поборов на границе) в себестоимость продукции, реализуемой населению. Это означает, что население Северо-Западного региона покупает продукты питания по более высокой цене, то есть эти деньги из их кармана обманным путем поступают в карман руководства фирм-посредников, возможно, и в карман должностных лиц и сотрудников Россельхознадзора. В любом случае пострадавшей стороной остается население, то есть интересы общества и государства. Участники «треугольников» по предварительному сговору с использованием своего служебного положения обманным путем вытащили из кармана населения около 120 млн рублей».
ОДНАКО на это дело можно посмотреть и с другой стороны. И тогда получается, что чиновники питерского Россельхознадзора начали дело большой государственной важности, можно сказать, стали зачинателями великого почина: здесь осуществлен опыт перевода всего государственного механизма на рыночные рельсы.
Причем все это делается ни абы как, ни втихаря, ни где-то там за углом прячется взятка в потном кулаке, нет. Все чинно, благородно и открыто. Вывешивается официальное объявление, что за разрешениями обращаться к таким-то коммерческим фирмам. Далее Н.Широков издает приказ по Россельхознадзору, который ставит всю эту операцию в законные рамки и, пожалуйте, все завертелось и закрутилось!
Возникает, правда, вопрос: это что, все его самодеятельность? Неужели сам, своим умом дошел до такого мудрого государственного решения? Оказывается, нет, скорее всего, старшие товарищи из Москвы подсказали!
Во всяком случае, сам руководитель федеральной службы Россельхознадзора С.Данкверт утвердил своим приказом №36 от 17.02.2005 года. Положение об Управлении Россельхознадзора по СПб и Ленобласти, а также уставы двух лабораторий. В частности, утвердил право Ленинградской межобластной ветеринарной лаборатории выполнять «платные услуги» (п. 4.5) и даже предоставил право ее директору «состоять членом органов управления других хозяйствующих субъектов, быть учредителем юридического лица, являющегося продавцом товаров (работ, услуг), реализуемых учреждением».
Таким образом, высокий московский чиновник С.Данкверт (в ранге заместителя министра) своим приказом открывает широчайший простор для коммерческой деятельности госслужащих, причем, что особенно ценно, без отрыва их от несения службы! То есть можно понять, что чиновник теперь, как двуликий Янус: он одновременно может быть и директором государственной лаборатории, которая по федеральному закону должна свои анализы делать бесплатно, и он же в это самое время представляет собой коммерсанта, который торгует направо и налево результатами анализов государственной лаборатории. Красота!
И все бы хорошо, да вот только как быть с федеральным законом и решениями правительства России? Ведь в Постановлении правительства РФ от 30.06.2004 года №327 (п. 7) прямо и недвусмысленно сказано, что Россельхознадзор «не вправе осуществлять... оказание платных услуг». Это что же получается — замминистра сельского хозяйства С.Данкверт своим приказом перечеркивает Постановление правительства?
Если так, то многое теперь становится ясным. Например, по какой причине премьер Фрадков (по крайней мере перед телекамерами, в первые минуты заседания правительства) бьется как рыба об лед, «рыкает» на министров и никак не добьется от них ответа — почему правительственные решения не выполняются?!
А ларчик-то, видимо, просто открывается: то, что решат сегодня министры, уже завтра своими приказами перечеркивают их заместители. А дальше в работу вступают чиновники рангом пониже, и пока решение правительства пройдет все инстанции, оно меняется до неузнаваемости. Так, например, правительство пишет «платных услуг не оказывать», а в конце пути этот документ приобретает такой вид: «драть три шкуры». Таким образом, чиновничество адаптирует решения правительства под современную российскую реальность.
А ведь прежде, пока еще не был внедрен передовой питерский опыт, сколько коллег Широкова пострадало от несовершенства закона! Вот, например, в июле 2005 года сотрудниками ФСБ был арестован начальник Управления ветеринарного надзора по Мурманской области П.Должанов за контрабанду (попытку осуществить вывоз за границу большой партии мяса северного оленя). Осужден на 8 лет лишения свободы. А 30 января 2006 года арестован начальник Управления ветеринарного надзора по Москве и Московской области за получение взятки в 25 000 долларов США за выдачу разрешения на ввоз мяса птицы из Украины в то время, когда там объявился птичий грипп. И таких примеров немало.
Зато теперь, после того как почин питерских чиновников станет нормой жизни, дела у всех их коллег, надо думать, пойдут на лад. Ведь наше пораженное коррупцией чиновничество подобно проржавевшей машине — пока не подмажешь, не поедешь.
И есть мнение (говорят, уже одобрено наверху), что опыт Широкова и компании надо широко пропагандировать и распространять в государственном аппарате, так сказать, вширь и вглубь. Ходят слухи, что отныне каждый государственный орган для выполнения возложенных на него законом функций должен будет обзавестись своей коммерческой структурой. Так сказать, посредником между государством и народом. Самый простой пример. Стоит гаишник на перекрестке и безучастно смотрит вдаль. А на груди у него плакат, где крупными буквами написано: «Взимание штрафов, а также взяток и прочих поборов отныне возложено на коммерческие структуры ООО «Тамбов-волк гарант» и «Рэкет-экспресс». Плата по таксе». А такса в десятки раз выше, чем прежде, когда этот постовой брал взятки своей собственной мозолистой рукой. А чтобы какая-нибудь машина случайно не прошмыгнула мимо, нужно на каждом перекрестке поставить шлагбаум. Вот уж тогда наступит истинный чиновничий рай! Просто, можно сказать, сладкие грезы среднего российского коррупционера. Всего им и работы только останется, что подставлять карман для потока денежных купюр.
Вот и веселая компания в петербургском Россельхознадзоре тоже решила дорогу всем импортным грузам перегородить барьером. В Федеральном законе №29 от 02.01.2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в статье 21, пункт 4 сказано, что должностные лица, осуществляющие ветеринарный надзор на границе, проводят ветеринарно-санитарную экспертизу только тех пищевых продуктов, которые вызывают у них «обоснованное сомнение» в их безопасности. То есть и в животном мире действует презумпция невиновности.
Однако в петербургском Россельхознадзоре решили внести в это положение закона свою творческую инициативу. И Широков пишет инструктивное письмо Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу от 11.08.2005 года №457, и в пункте 1 этого письма он устанавливает, что отныне вся импортируемая пищевая продукция подлежит обязательным лабораторным исследованиям! Так сказать, на границе объявлена тотальная «охота на ведьм», то есть, простите, на бацилл, всем «ножкам Буша» предписано сдать отпечатки пальцев и прочие анализы. Кто не сдаст — приравнивается к «незаконным мигрантам». Со всеми вытекающими последствиями.
И можно было бы только стоя аплодировать такому начинанию, когда бы это все делалось бесплатно. Ан нет! Все новации сегодня платные, поэтому платить придется в десятки раз больше. Поскольку с этого момента услуги коммерческих фирм-посредников становятся неотвратимыми и принудительными, прямо как карающий меч правосудия.
ЕСЛИ РАСПРОСТРАНИТЬ эту практику, например, на работу милиции, то это будет выглядеть примерно так. В один прекрасный день объявляется, что с этой минуты все население данного города поголовно объявляется «лицами, находящимися в розыске». Одновременно они подозреваются в уклонении от налогов и уплаты алиментов. И чтобы снять с себя это подозрение, каждый горожанин «обязан предоставить в органы правопорядка три фотографии, отпечатки пальцев и анализы мочи в придачу. Прием анализов осуществляет коммерческая фирма «Экскремент-сервис». Плата по таксе». Представляете, как после этого сразу заработает наш чиновничий аппарат? О-го-го, сразу в три смены и без выходных! А какой мощный импульс к развитию получит отечественный бизнес: вокруг каждого отделения милиции будут плодиться и размножаться фирмы-посредники, как микробы в колбочке.
Пример? Есть пример! Его подают сами первопроходцы. По закону, сотрудники Россельхознадзора самолично должны осуществлять отбор проб на экспертизу. Но, рассудив, видимо, что «не царское это дело в требухе ковыряться», питерские чиновники Россельхознадзора заключили договор еще с одной коммерческой организацией ООО «Форт» об «...оказании услуг по организации отбора проб».
Во как, ни больше ни меньше. То есть у этой организации всего и забот — поехать на таможенный терминал, взять палку колбасы сомнительной свежести и отвезти ее в лабораторию.
Но и эту нехитрую операцию ООО «Форт» не делала самостоятельно! А 13 октября прошлого года заключается договор между ООО «Форт» (которая к этому времени переименовалась в ООО «ВК») и другой коммерческой организацией ООО «Север-экспресс». О чем бы вы думали договор? Что-нибудь эпохальное? Достройка питерской дамбы? Возведение второй Братской ГЭС? Нет! Речь идет «об оказании экспедиционных услуг (доставка отобранных за один день проб общим весом до 10 кг)». И на какое же расстояние доставлялись эти 10 килограмм? Может быть, речь идет о межконтинентальных рейсах? Ни-ни. Здесь совсем другие дистанции: «От улицы Двинской, Морской порт до Московского шоссе в лабораторию ФГУ ЛМВЛ». Вот оно как получается.
Вообще-то это расстояние с авоськой, где находятся 10 килограмм мясопродуктов, на трамвае можно преодолеть за полчаса и стоит билет 12 рублей. А сколько, по вашему мнению, за эту работу получила фирма-посредник ООО «Север-экспресс»? Ни за что не догадаетесь! Вот цифры платежных поручений: 17.10.05 г. — 500000 рублей; 18.10.05 г. — 500000 рублей; 19.10.05 г. — 500000 рублей; 20.10.05 г. — 500000 рублей; 24.10.05 г. — 500000 рублей; 31.10.05 г. — 400000 рублей. Итого с 17 по 31 октября, за 6 рабочих дней, — 2900000 рублей, как одну копейку. Никто не хочет наняться курьером за полмиллиона рублей в день? 6 дней не слишком изнурительной работы и — безбедная старость себе и внукам.
Таким образом, предпринятый в Питере опыт коммерциализации госслужбы вносит новые неповторимые черты в теорию и практику бизнеса: клиента не зазывают в лавочку, нет, его просто окружают и гонят к прилавку под дулом автоматов. А там его встречает радушный продавец в форме и, поигрывая резиновой дубинкой, спрашивает: «Ну как, будем платить? Нет? Тогда пройдемте, гражданин».
И получается, что с появлением каждого нового посредника цена товара или услуги неуклонно возрастает. А расплачиваться приходится нам, рядовым гражданам. И косвенно, и напрямую.
В апреле 2006 года антимонопольная служба проверила работу петербургского Управления Россельхознадзора и его подразделений, а также фирм-посредников ООО «Лесной карантинный брокер», ООО «Гринвей-Нева» и ООО «Консалт — СПб». В результате антимонопольная служба вынесла решение по делу №КОЗ — 21/06 от 3 апреля 2006 года, в котором констатировала, что только от 0,7% до 2,1% от объема денежных средств, уплаченных предпринимателями, поступило на счет фитосанитарной лаборатории «ГЦАС Ленинградский», а остальные суммы «отмывались» через подставные фирмы. Это означает, что государство не получило с них ни копейки налогов.
Таким образом, трогательное взаимопонимание чиновничества и фирм-посредников служит не только серьезным фактором роста цен и раскручивания инфляции, но еще и способом уклонения от налогов. Ну а куда же смотрит российская Фемида? К настоящему времени возбуждено уже три уголовных дела: в отношении самого Н.Широкова (превышение служебных полномочий) его заместителя Н.Петрова (превышение должностных полномочий), и фирмы-посредника ООО «Лесной карантинный брокер» (лжепредпринимательство). Все три уголовных дела находятся на контроле у заместителя генерального прокурора по Северо-Западному федеральному округу. Но воз и ныне там, а все фигуранты этих уголовных дел по-прежнему на своих местах и успешно совмещают государственную службу с бизнесом. А деньги по-прежнему текут мимо государственного бюджета...
|