Прокуратура Москвы объявила в международный розыск известного инвестбанкира Леонида Рожецкина, обвинив его в хищении $40 млн у бермудского фонда IPOC. Но еще в сентябре сам Рожецкин подал в суд Нью-Йорка иск к российскому министру связи Леониду Рейману. Вчера прокуратура Москвы сообщила, что возбудила уголовное дело о хищении $40 млн у компании IPOC, предназначавшихся на покупку крупного пакета акций “Мегафона”. В хищении обвиняется гражданин США Леонид Рожецкин, который объявлен в международный розыск. Санкцию на заключение Рожецкина под стражу выдал, по данным “РИА Новости”, Замоскворецкий районный суд Москвы.
Как сообщила “Ведомостям” представитель московской прокуратуры Светлана Петренко, позже это сообщение было аннулировано: она “не располагает сведениями о том, что Рожецкин объявлен в международный розыск”. Но помощник председателя Замоскворецкого суда подтвердила агентству “Росбалт”, что 9 октября суд вынес решение об аресте Рожецкина, а в международный розыск он был объявлен еще 3 августа.
“Мне ничего не известно о таком решении прокуратуры, — передал "Ведомостям" Рожецкин. — Насколько я знаю, не существует никаких внятных юридических обоснований для таких шагов. Вместе с тем я понимаю, что отдельные господа могут себе позволить использование любых административных и финансовых ресурсов в борьбе за собственность”.
Датский юрист Джеффри Гальмонд, называющий себя владельцем IPOC, считает, что Рожецкина “давно пора было объявлять в международный розыск”, но причастность фонда к действиям прокуроров отрицает.
По мнению представителя Рожецкина Деборы Рид, действия прокуратуры — ответ на иск, поданный Рожецкиным 15 сентября в суд Южного округа Нью-Йорка. Ответчиком по этому иску, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, выступает российский министр связи Леонид Рейман. “Пять лет назад, стремясь обогатиться, Рейман создал схему с целью захватить контроль над инвестициями LV Finance <...> Рейман заставил LV Finance заключить сделки, которые <...> передали бы под контроль Реймана <...> долю в компании, которая впоследствии стала "Мегафоном". А чтобы скрыть свое участие в этих сделках, заключенных под давлением, Рейман предписал LV Finance исполнить соглашения с принадлежащей ему головной компанией — IPOC International Growth Fund”, — говорится в копии искового заявления.
В мае цюрихский арбитраж, разбиравший спор между IPOC и LV Finance, счел, что IPOC принадлежит Рейману и занимался отмыванием денег. В ходе этих разбирательств, утверждает Рожецкин, IPOC сделал ряд заявлений, которые нанесли ему репутационный и имущественный вред. Банкир просит, чтобы суд заставил Реймана возместить ему этот вред.
Рейман передал вчера “Ведомостям”, что об иске Рожецкина ему ничего не известно. Но если такой иск подан, то министр этому только рад, поскольку надеется, что решение нью-йоркского суда “положит конец потоку клеветы, которую Рожецкин распространяет на протяжении последних лет”. Комментировать информацию, изложенную в исковом заявлении, министр отказался, сославшись на то, что не видел его.
На копии искового заявления, имеющегося у “Ведомостей”, стоит печать суда с надписью “принято”. Но это может означать только, что иск поступил в судебную канцелярию, говорит профессор Российской академии адвокатуры Лев Бардин. Гражданин США вправе подать в суд этой страны иск, даже если ответчик имеет иное гражданство, но рассматривать ли этот иск, суд будет решать исходя из прецедентов. Американские суды зачастую отказываются рассматривать иск, ссылаясь на неверно выбранную истцом юрисдикцию. В начале 2005 г. суд Хьюстона отклонил иск ЮКОСа о банкротстве, поскольку основные активы компании находятся в России.
Решение цюрихского арбитража носит частный характер и не может служить в других судах доказательством причастности Реймана к незаконной деятельности — значит, американскому суду придется заново изучать все факты, изложенные Рожецкиным, объясняет юрист международной юридической фирмы. “Но если суд подтвердит, что Рейман угрожал Рожецкину и принуждал его к заключению сделок, то прокуратура США может возбудить уголовное расследование”, — считает партнер российского офиса юридической компании Gide Loyrette Nouel Виктор Топадзе.
|