Ространснадзор в минувшую пятницу объявил о ревизии всей системы обеспечения запчастями гражданской авиации России. Руководитель этого агентства Валерий Салеев разослал коммерческим авиакомпаниям письмо с требованием до 11 сентября представить в его ведомство информацию о поставщиках запасных частей для воздушных судов, заключенных с ними договорах, объемах поставок, случаях выявления контрафактной и фальсифицированной продукции. В тот же день руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России Александр Юрчик в другом письме, адресованном в Генеральную прокуратуру, попросил взять под особый контроль расследование дела по факту изъятия контрафактных запчастей со склада на территории ГосНИИ гражданской авиации (ГА). Дело получило всероссийский резонанс днем раньше, когда на заседании правительства о нем упомянул вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, назначенный ответственным за обеспечение авиационной безопасности в стране.
Особую пикантность делу придает то, что ангар, где найдены контрафактные детали, а также фальшивые печати для подделки сопроводительных документов, принадлежит одному из самых авторитетных в отрасли государственных научных учреждений, расположенному на территории главного аэродрома России -- Шереметьево. Возможно, для того чтобы немного смягчить это обстоятельство, в распространенном пресс-службой Минтранса заявлении уточняется, что склад «находится в ведении ООО «СБ-120». Кому эта фирма принадлежит и насколько тесно она связна с ГосНИИ ГА, в министерстве пояснить не смогли.
Следов компании с именно таким названием и такой формой собственности газете «Время новостей» отыскать не удалось. Однако в Интернете обнаружился сайт ЗАО «СБ-120 Шереметьево», расположенного как раз в том здании ГосНИИ ГА, которое упоминали Сергей Иванов и Минтранс. Указанные на сайте телефоны вчера молчали. Однако, судя по размещенным на сайте коммерческим предложениям, фирма готова поставить широкий ассортимент агрегатов для самолетов и вертолетов отечественного производства. «Времени новостей» удалось также найти упоминание об ООО «СЕЙБР-120», возглавляемом тем же самым генеральным директором, что ЗАО «СБ-120 Шереметьево».
По неофициальным сведениям, контрафактные детали обнаружили и дали таким образом стартовый толчок делу сотрудники УВД «Шереметьево». Вчера в УВД отказались говорить с газетой «Время новостей» на эту тему.
Специалисты отмечают, что контрафактные авиадетали на российском рынке бывают двух видов: «родные» с выработанным ресурсом, а также откровенно «пиратские». Первые -- это продукция сертифицированных российских предприятий, уже отработавшая положенный срок на воздушных судах, а иногда просто долго пролежавшая на складе. Такая деталь не обязательно представляет опасность при дальнейшем использовании, но и не обязательно безопасна. Для установления пригодности подобных изделий официально установлена специальная процедура -- продление ресурса. Она выполняется заводом-изготовителем за дополнительную плату. Сэкономить эти деньги можно, подделав сопроводительные сертификаты, что некоторые недобросовестные поставщики и делают. Во втором случае подделываются не только бумаги, но и сама деталь. Разумеется, изготовить работоспособный авиационный агрегат в кустарных условиях невозможно. Однако в России и за ее пределами -- в странах, где эксплуатировалась авиатехника советского производства (прежде всего в государствах СНГ и в Китае) -- остались мощности и специалисты, способные взяться за такое дело. Разумеется, в отсутствие нормального контроля качества характеристики конечного продукта всецело завися от добросовестности фальсификаторов.
Использование фальсификатов обоих видов на воздушных судах в России строжайше запрещено, но экономически очень соблазнительно. Тем более, что следствие, как показывает практика, часто тонет в сложных технических экспертизах с целью определить, какую именно часть агрегата следует считать «контрафактной» и кто именно за нее отвечает. Именно по этой схеме строилась защита подозреваемых в другой крупной афере с запчастями, вскрытой на Внуковском авиаремонтном заводе в 2004 году. ЗАО «СБ-120 Шереметьево», как следует из коммерческих предложений на его сайте, не только продает, но и само скупает авиазапчасти. Не исключено, что в сложной ситуации руководство ЗАО постарается «перевести стрелки» на своих поставщиков.
За выходные крупнейшие авиакомпании страны не успели отреагировать на требование «Ространснадзора» о сборе своей информации по запчастям. Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» (базирующегося, как и ЗАО «СБ-120», в Шереметьево) Ирина Данненберг вчера сообщила газете «Время новостей», что об этой проверке ей пока ничего неизвестно. Однако, по ее словам, собственная служба контроля качества запчастей «Аэрофлота» работает настолько скрупулезно, что случаев обнаружения контрафакта в компании за последние несколько лет не отмечено.
|