Позвонил на днях знакомый коммерсант из провинции - у него мини-пекарня, поставляют своему городу печенюшки. Хотел встретиться, за жизнь поболтать. Спросил я у него, с чего он в столицу-то зарулил. - Да в конкурсе хочу поучаствовать! «Хороший товар года»! - горделиво ответил пекарь. - И что, у тебя и вправду печенье так хороши? - полюбопытствовал я. - А то! - рассмеялся бизнесмен. - Платишь 30 тысяч рублей - и медаль твоя! У него таких медалек уже штук пять, начиная с некоего «Вкуса года» и заканчивая «Качеством года». Все эти награды он честно ляпает на упаковку своего печенья: а чего стесняться, за всю эту красоту мой знакомый выложил больше 100 000 рублей. - И в бизнесе помогает? - пытаюсь понять глубинный смысл покупных наград. - Еще как! На награждении, которое, как правило, в Москве проходит, всякие важные персоны засвечиваются, из правительства бывают. А высокие знакомства - в бизнесе вещь незаменимая! Гулянка в Кремле ценой в 15 млн... К нам в редакцию тоже постоянно приходят десятки приглашений поучаствовать то в одном всероссийском конкурсе, то в другом. Причем часто они устраиваются не какой-нибудь шарашкиной конторой, а вполне солидными учреждениями. Вот совсем свежий пример - Министерство экономического развития и торговли РФ усиленно зазывает участвовать в уже шестом по счету конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности». Основные организаторы мероприятия - сам МЭРТ и Минздрав России. 870 предприятий со всей страны, по словам организаторов, уже отметились на конкурсе и остались довольны. Дипломами награждены аж 245 организаций! А чтобы стать «организацией высокой соцэффективности», надо немного - всего лишь заполнить анкеты на 13 листах и перечислить организаторам конкурса... 18 тысяч рубликов. Почесали мы за ухом и прикинули: 870 предприятий скидываются по 18 «штук», в сумме выходит 15 миллионов 660 тысяч! Не хило! На что же пойдут все эти деньжищи? - Да вы что! - возмутились в конкурсной комиссии, когда мы туда позвонили. - Эти деньги мы не тратим на себя. Все взносы участников пойдут на фуршет, который мы устроим во время подведения итогов конкурса. - Бутерброды и шампанское за 15 миллионов? - изумились мы. - Ну мы же в Кремлевском дворце будем его проводить - аренда недешевая плюс еще концерт со звездами устроим, - удивляли нас на том конце провода. - А в чем тогда смысл конкурса? - задаем сокровенный вопрос. - Предприятие делится своим опытом социальной эффективности с другими. Как с молодежью работает, как страховые и пенсионные отчисления делает, какую помощь ветеранам оказывает... - И есть какие-то успехи в плане передачи опыта? - Еще бы! К нам обращаются руководители компаний, просят дать координаты передовых в плане «социалки» предприятий... А вообще все это делается в рамках борьбы с «серыми» зарплатами, - неожиданно выдали нам главный секрет мероприятия в конкурсной комиссии. «Это неплохой бизнес» Мы разыскали одного из бывших членов комиссии этого уникального конкурса. Разговаривать он согласился анонимно, потому что человек до сих пор известный в правительственных кругах. - Идею конкурса предложил один из крупных российских бизнесменов: мол, чего это мы все за прибылью гоняемся, давайте подумаем и о наших социальных обязательствах, - вспоминает бывший чиновник. - Вот в правительстве и согласились - бюджету это же ничего не стоило. Дело поручили МЭРТу. При министерстве нашелся Институт экономики промышленности, он и взялся рьяно за исполнение. - Для института, который обрабатывает конкурсные анкеты, - продолжает экс-чиновник, - это неплохой бизнес. А для тех, кто участвует в конкурсе, это возможность засветиться в верхах. Как-то на одно такое торжественное мероприятие люди из Кремля приехали. В этот раз могут из «Белого дома». Ну Греф с Жуковым уж точно будут. Вот бизнесмены и платят за то, чтобы за фуршетом, под рюмочку шампанского пообщаться с министрами, задружиться с их помощниками. «Ну все, как в советские времена» По словам бывшего члена комиссии, в конкурсе с удовольствием участвуют в основном промышленные предприятия из глубинки. Зачем? - Им хочется показать, какие они хорошие, распустить свои перышки перед правительственной братией, - говорит экс-чиновник. - А вообще от конкурса попахивает «совком». Помните, когда красные знамена давали передовикам. Вот и здесь почти так же. Один из директоров завода, когда его Матвиенко, будучи вице-премьером, награждала, похвастался, что он кормит рабочих своей свининой. У них там при промышленном предприятии какой-то агроцех сохранился. Ну все, как в прежние времена. А современным руководителям дела нет до таких конкурсов. Они просто работают, не отвлекаясь на сомнительные мероприятия. Толковому бизнесмену и вправду дорога каждая минута. Тем более что на одно заполнение анкет бухгалтерия может потратить целую неделю. А чтобы поучаствовать в конкурсе, нужно заполнить не одну такую бумажку. - В принципе здесь действительно работы на неделю, - говорит, перелистывая 13 страниц анкет, главный бухгалтер «КП» Элина ВЕЛИХОВСКАЯ. - Ну в срочном порядке можно и за три дня сделать. Это если все дела бросить. И о какой эффективности вообще тогда может идти речь, если бухгалтерия ради мифического диплома целую неделю будет корпеть над документами? Вместо того чтобы трудиться на благо бизнеса... Вот и мы не знаем. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Продается звание «Руководитель года»
«КП» получила еще одно заманчивое приглашение на участие в конкурсе «Руководитель года 2006». Платишь энную сумму рублей, а взамен получаешь статуэтку и диплом, подтверждающий, что твой руководитель - самый крутой в 2006 году. Конкурс проводится, как написано в приглашении, «по инициативе Комитета по труду и социальной политики Госдумы РФ и Федеральной службы по труду и занятости». Как будто этим почтенным организациям больше заняться нечем. Например, озаботиться финансовыми дырами в бюджете Пенсионного фонда.
|