Грандиозному успеху IPO “Роснефть” обязана не только зарубежным нефтяным компаниям. Как стало известно “Ведомостям”, российские миллиардеры Олег Дерипаска, Владимир Лисин и Роман Абрамович вложили в акции “Роснефти” больше $1 млрд. Среди инвесторов организаторы IPO усмотрели и структуры, близкие к “Сургутнефтегазу”.
-------------------------------------------------------------------------------- “Роснефть” в 2005 г. добыла 74,6 млн т нефти. Выручка по US GAAP в 2005 г. — $23,95 млрд, чистая прибыль — $4,2 млрд. Государство контролирует более 85% “Роснефти”. Капитализация по итогам пятничных торгов на LSE — $69,5 млрд.
-------------------------------------------------------------------------------- Задача, стоявшая перед организаторами IPO “Роснефти”, была не из простых: на падающем рынке надо было привлечь минимум $8,5 млрд. Но они справились с ней: “Роснефть” разместила 14,8% акций за $10,4 млрд, почти по верхней границе ценового коридора — по $7,55 за акцию. А спрос по этой цене составил $15 млрд. Значительный вклад внесли западные нефтяные компании: BP, Petronas и китайская CNPC купили акции на $3 млрд, говорил президент “Роснефти” Сергей Богданчиков. Официальные данные о распределении акций в ходе IPO еще не готовы, говорит представитель “Роснефти”, но будут опубликованы. “Ведомостям” удалось выяснить, что свою лепту в успех “Роснефти” внесли и российские миллиардеры.
Самый богатый из них — Роман Абрамович (состояние — $18,3 млрд по версии журнала Forbes) купил акции госкомпании примерно на $300 млн, рассказали два организатора размещения “Роснефти”. Исходя из цены размещения это около 0,4% уставного капитала “Роснефти”. В Millhouse Capital, управляющей активами Абрамовича, это не комментируют.
Щедрее Абрамовича оказался владелец “Базэла” Олег Дерипаска. Источник, знакомый с итогами размещения, сказал, что он купил акции на $0,5-1 млрд. По словам другого источника, близкого к организаторам IPO, вклад Дерипаски в акции “Роснефти” составил примерно $700 млн (почти 1%). В “Базэле” от комментариев отказались. Дерипаска занимает 6-ю строчку в списке Forbes с состоянием $9 млрд, но недавно “Базэл” оценил свои активы в $14 млрд. Среди активов Дерипаски есть и нефтяной бизнес, активы которого “Базэл” оценивает в $367 млн. Это примерно вдвое меньше, чем Дерипаска потратил на акции “Роснефти”.
Купил акции “Роснефти” и хозяин Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин ($11,3 млрд, 3-е место в списке Forbes). По словам источника, знакомого с итогами IPO, вклад Лисина составил порядка $200 млн. В НЛМК от комментариев отказались, но предприниматель, знакомый с Лисиным, подтвердил, что тот приобрел акции “Роснефти” на сумму около $200 млн. У Лисина есть личные инвестиции в проекты, не связанные с металлургией, но в них он стремится получить контроль — например, недавно он стал владельцем Таганрогского морского порта. Портфельные инвестиции для него скорее исключение — в 2002 г. он купил, а в 2005 г. продал около 5% акций “Норникеля”. Несколько лет назад собрал около 1% акций “Газпрома”, но уже избавился от них.
Все трое — и Дерипаска, и Лисин, и Абрамович — не любители портфельных инвестиций, они всегда стремились получить контрольный пакет, отмечает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. Поэтому инвестбанкир, знакомый с одним из этих трех бизнесменов, уверен, что покупка ими акций “Роснефти” — это не просто инвестиции. “Партвзносы заплатили”, — характеризует он поступок бизнесменов. IPO “Роснефти” — возможность не только вложить деньги, но и проявить лояльность к власти, соглашается Борисов.
Бизнесмены, как правило, “советуются” с Кремлем или Белым домом перед покупкой крупных активов, рассказывает руководитель одной из госкомпаний. Но в случае с “Роснефтью” “никакой обязаловки не было”, возражает организатор IPO, признавая, что организаторы проводили отдельные переговоры с крупными бизнесменами, в том числе тремя перечисленными.
Среди покупателей акций “Роснефти” он усмотрел и структуры, близкие к “Сургутнефтегазу”. По его словам, они подписывались не напрямую, зато больше чем на $1 млрд. Об этом слышали источник, близкий к “Роснефтегазу”, и российский инвестбанкир, готовивший размещение “Роснефти”. В “Сургутнефтегазе” от комментариев отказались, связаться с гендиректором компании Владимиром Богдановым “Ведомостям” не удалось. Участникам рынка и аналитикам который год не дает покоя вопрос, как “Сургут” распорядится накопившимися у него средствами — по оценке Борисова, около $11 млрд. Где их хранить, ему по большому счету все равно, отмечает Борисов.
Теперь понятно, что залогом успеха IPO “Роснефти” стала подписка крупных бизнесменов и стратегических инвесторов, резюмирует Борисов.
Впрочем, акции “Роснефти” достались не всем предпринимателям, изъявившим желание их купить. Знакомый Алишера Усманова (25-е место в сотне Forbes, $3,1 млрд) рассказал “Ведомостям”, что тот подписывался на акции “Роснефти”, но не получил их, так как указал цену ниже итоговой. Сам Усманов это не комментирует. Впрочем, бумаги “Роснефти” теперь можно купить на биржах, причем дешевле цены размещения: в пятницу при закрытии торгов в РТС акция “Роснефти” стоила $7,47, а на LSE — $7,43.
|