Закон, предполагающий штрафы за парковку в неположенных местах, уже принятый в двух чтениях, сами же власти решили заморозить. “Чтобы спрашивать с человека, надо дать ему возможность где-то поставить машину”, — говорят понявшие наконец бесперспективность исключительно карательных мер чиновники. Но при этом от идеи расширения сети платных парковок никто не отказывается. Обозреватель “МК” решил выяснить, что может ждать в ближайшие годы автомобилизированных москвичей.
Мировой опыт для Москвы не годится
Еще год назад в Москве начали работать над законопроектом об организации парковок. Чиновники предложили жестоко штрафовать москвичей, неправильно паркующихся во дворах и на улицах. Впрочем, с самого начала депутаты Мосгордумы понимали, что штрафовать людей за то, что в Москве нет нормальных (бесплатных, удобных) парковок, дико и негуманно. Как, впрочем, негуманно и не пускать машины в центр до тех пор, пока там не будет удобного общественного транспорта. Депутаты заявили, что примут закон лишь в том случае, если столичный Департамент транспорта и связи представит комплексную программу развития парковок в городе. Он должен был ее разработать до 1 июля. Но, увы, как-то не сложилось, судьбоносная программа до сих пор не готова.
Нельзя сказать, что с этой проблемой в Москве совсем уж ничего не делают. Реконструируют МКАД, строят Третье транспортное кольцо и даже готовят проектную документацию под четвертое. Главная цель — сделать все, чтобы транспорт поменьше двигался через центр. Но одним дорожным строительством тут не отделаешься. Мировая практика показывает: чем лучше условия для движения, тем больше автомобилей появляется в городах. Некоторые столицы идут по пути ограничения въезда в свои центральные части. Но и это помогает далеко не всегда. Так, итальянские автомобилисты ловко обвели свои власти вокруг пальца, когда те постановили пускать по четным дням в центр авто, номера которых заканчиваются на четную цифру, а по нечетным — на нечетную. Тут же в семьях завели по два автомобиля.
В Лондоне за проезд в центр автомобилисты выкладывают по 8 фунтов в день. Остальных штрафуют. Такая система работает в столице Британии уже три года, и ее поддерживают 65% населения. Еще бы — пробки в городе сократились на 30%, а в центр Лондона, по статистике, въезжает вдвое меньше машин. Почему? Потому что попутно в Лондоне появилась куча новых автобусных маршрутов.
По такому же пути планируют пойти в Стокгольме (сейчас там проходит эксперимент, после которого выяснят мнение населения). Но единственный город, где удалось решить эту проблему, Сингапур — там просто жестко ограничивают число машин, которые могут въехать в центр (и плевать на туристов!). Плюс ни один человек не может купить новый автомобиль, пока не представит справку об утилизации старого. В Москве же решили выбрать другой вариант — платные парковки. Сейчас их в городе 4700. Правда, чтобы все было цивилизованно, нужно решить целый ряд проблем.
Во-первых, на всех платных парковках мечтают создать систему безналичной оплаты — т.н. паркоматы. Шесть из них в качестве эксперимента уже работают на Тверской, и результаты, по словам чиновников, положительные. Обезличенный банкомат помогает исключить взятки парковщикам. Пробовали работать с кассами, но оказалось, они плохо “фурычат” в дождь и зимой. А теперь чиновники мечтают, чтобы в ближайшее время владельцы авто могли оплачивать парковку с мобильного телефона (как в столице Эстонии Таллине).
Нас заштрафуют из-под стекла
А тем временем между юристами идут ожесточенные споры на тему: можно ли вообще взимать плату за парковку? Часть юристов это категорически отрицают, часть выступают “за”. Фактически платные парковки в России пока и не запрещены, и не разрешены. Даже понятия “парковка” нет ни в одном нашем законе. Это первый правовой пробел, который намерены устранить столичные власти (изменения в федеральный закон “О безопасности дорожного движения” уже подготовлены столичным Департаментом транспорта и связи). Еще одно необходимое изменение, которое нужно внести в законы, — минимум в десять раз повысить штраф за нарушение правил стоянки. Иногда водитель “припарковывается” на второй полосе Садового и спокойно идет работать. Чего “париться”-то? Ведь штраф за такое правонарушение сейчас — 50 рублей, тогда как час стоянки на соседней парковке — 100.
— Сейчас между Садовым и Третьим кольцом в городе ежедневно стоит 260 тысяч автомобилей, из них 130 тысяч — с нарушениями, в том числе под знаком “Остановка запрещена”, — сообщила “МК” завсектором развития пассажирского транспорта НИИПИ Генплана Елена Боровик. К тому же чиновники считают, что необходимо подвести под западные стандарты и систему начисления штрафов. То есть не нужно, чтобы инспектор заполнял протокол на месте и дальше отсылал его по инстанциям. Нужно так: неправильно припарковался — квиточек с размером штрафа за стекло, как в других странах. Пока в городе решили, что взимать плату можно лишь на парковках, принадлежащих столичному ГУП “Городская служба платных парковок” (цена символическая — 9—11 руб./час). Однако желающих поживиться за счет автомобилистов — пруд пруди. В ходе проверок столичная ГИБДД установила, что многие префектуры отдают парковки коммерческим организациям, которые незаконно захватывают землю и ставят свои заборы. С начала этого года уже составлено 69 протоколов, выписано 228 предписаний в отношении таких случаев, а в префектуры округов отправлено 30 писем.
— Мы вывезли “хлам”, то есть незаконные ограждения, с 87 адресов, — сказали нам в ГИБДД. Впрочем, без особого оптимизма в голосе. Гаишников очень печалит то, что Административный кодекс запретил эвакуировать автомобили за нарушение правил парковки: — Необходимо срочно внести в кодекс изменения и разрешить работу эвакуаторам. Тем более что Москва закупает еще 100 штук, и мы сможем очистить город от неправильно припаркованных автомобилей.
Попутно столичные власти делают ставку на перехватывающие парковки (пока в Москве работает лишь одна). Здесь расчет такой: человек, направляющийся на работу с окраины или из области, оставит машину на перехватывающей парковке за символическую плату (30 руб. за 8 часов) и пересядет на автобус. Планируется, что к 2020 году в городе должно появиться 150 тысяч перехватывающих парковочных машино-мест (из них 30 тыс. — за МКАД). Тем временем Департамент природопользования уже подготовил законопроект о запрете въезда в центр Москвы для ряда авто. Однако у еще не принятого документа уже есть серьезные противники... — Этот закон мы считаем преждевременным, — говорят в НИИПИ Генплана. — В Лондоне хорошо развита система общественного транспорта, там к этому были готовы. А у нас — нет. Если Москва пойдет по пути платных парковок, это решит лишь десятую часть проблемы, считают эксперты НИИПИ Генплана. Для начала нужно решить вопросы с развитием альтернативного транспорта. То бишь общественного. Например, при потребности в 600 километрах линий метро у столицы сейчас есть только 280. Кроме того... — Чтобы перевести 30—35% пассажиров на легковой транспорт, нужно построить еще 1,5 тысячи километров автомагистралей, — утверждает г-жа Боровик.
3/4 автомобилистов надо пустить в расход
Максимум, что может выдержать Москва, — это 25% пассажиров на собственных колесах. И именно под них НИИПИ Генплана сделал детальный расчет до 2020 года. Итак, чтобы обеспечить хотя бы 70%-ную потребность, до 2020 года необходимо построить 750 тыс. парковочных машино-мест и еще 1750 тыс. машино-мест для постоянного хранения авто (сегодня их всех вместе лишь около миллиона). — По темпам прироста столичного автопарка на эти цифры мы катастрофически не выходим, — говорит г-жа Боровик.
В НИИПИ Генплана считают, что в Москве нужно активно развивать сеть многоярусных стоянок, строить их, образно выражаясь, “до небес и до ядра земли”. Но пока с этим весьма серьезные проблемы. Например, по закону при строительстве любого объекта в городе должна непременно учитываться парковка. Она, конечно, учитывается. Но чаще всего появляется совсем не в том объеме, что прописана по документам. А порой не появляется вообще. Иногда при потребности в 1000 машино-мест учитывают лишь 200, а строят — 100. Почему? Да потому что земля, особенно в центре, очень дорогая, а никакой ответственности за парковочную самодеятельность сегодня закон не предусматривает.
Между тем транспортные чиновники считают, что никакие усилия не помогут до тех пор, пока у каждого второго взрослого москвича не будет автомобиля. На этой цифре наращивание парка авто, которое сейчас идет со скоростью 200 тысяч штук в год, по идее, должно приостановиться. И рассчитывать машино-места всех видов на перспективу нужно именно из этих ужасающих городские власти цифр.
Что можно сделать уже сегодня? Увы, крайне немногое. Да и эти меры входят в противоречие с реальной жизнью. Так, столичный Департамент транспорта и связи сейчас готовит программу выделения отдельных полос для общественного транспорта в Москве. Это значит не только то, что общественный транспорт станет быстрее и комфортнее. Но и то, что число самовольных парковок в городе сократится — на этих полосах их точно не будет. А где тогда будут? Куда переставят свои машины их многочисленные владельцы: в соседние дворы? на тротуары? на крыши?.. Эти вопросы, как и многие, касающиеся парковок, остаются без внятного ответа. Что же касается нынешней неопределенности с законностью взимания платы за парковку, то на сегодняшний день у московских водителей есть три выхода:
1) просто не платить (нет закона, предусматривающего наказание за это!); 2) всегда просить с парковщика квитанцию; 3) всегда платить только по официальному тарифу. Вот только когда хмурые личности в грязных жилетках требуют с тебя 50—100 рублей, а ты протягиваешь им 10, уверенности в сохранности авто и отдельных его частей как-то не добавляется. А, как говорится, не уверен — не оставляй... СПРАВКА МК ДЕФИЦИТ МАШИНО-МЕСТ ПО ХРАНЕНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ В МОСКВЕ — 60%. ПО ПАРКИРОВАНИЮ — 80%.
|