В руководстве движения Михаила Касьянова “Народно-демократический союз” (НДС) раскол. Накануне съезда соратники разделились на сторонников и противников преобразования НДС в партию. Движение НДС заявлено как межрегиональное, но на предстоящем в выходные съезде (он пройдет в учебно-методическом центре подмосковного Голицына) оно будет преобразовано в общероссийское, а часть его региональных отделений изберут своих председателей. Сейчас, по данным президиума, движение насчитывает 54 отделения. “Это число неточное”, признается источник в НДС, “работающих организаций чуть больше половины от заявленного”.
Основная цель съезда — обсуждение общественно-политической ситуации в России, рассказал вчера Касьянов на круглом столе в Москве. Лидер НДС выступит с докладом “О политической ситуации в стране и перспективах ее развития”.
Делегаты обсудят и формы общественно-политической деятельности НДС. Весной члены Всероссийского гражданского конгресса обратились к Касьянову с идеей создания объединенной демпартии. На съезде обсуждение партийного проекта будет, подтвердил Касьянов, но рекомендации прошедшего накануне 22 июня президиума движения комментировать отказался. “До съезда это конфиденциальная информация”, — ушел от ответа на вопрос корреспондента “Ведомостей” лидер НДС.
Мнение руководства раскололось: одни выступают за создание партии, другие отговаривают Касьянова, призывая его сосредоточиться на работе по усилению региональных отделений, рассказывает один из участников заседания президиума. Волевым решением партийную структуру, которая может перешагнуть 7%-ный барьер на думских выборах в декабре 2007 г., за полгода-год не создать, полагает член президиума Николай Травкин, добавляя, что для ее регистрации требуется как минимум 50 000 членов. “Логичнее бы действовать в рамках движения, а когда оно сможет насчитывать 80 000 сторонников, можно задуматься о партии”, — говорит Травкин. Другого мнения соратники Касьянова Иван Стариков и Ирина Хакамада. “Создание единой партии возможно. Она может получить небольшой результат в 2007 г., но это уже инструмент влияния”, — говорит Стариков, мотивируя свою позицию тем, что в противном случае власть сможет обвинить Касьянова в бездействии, в том, что он “даже не попытался зарегистрировать свою структуру”. “В регионах люди хотят участвовать в выборах. Зачем-то же они пришли к Касьянову?” — недоумевает Хакамада. По ее мнению, вопрос партстроительства будет обсуждаться до января 2007 г. Лидер калининградского отделения НДС Витаутас Лопата соглашается, что создание партии под выборы президента не очень интересно для регионалов. “Нет уверенности, что до 2008 г. продержится такая организация. К тому же к концу 2006 г. оставшиеся демократические партии пройдут перерегистрацию и начнут под предлогом выборов активно переманивать региональный актив”, — опасается Лопата и сетует, что пока центр “недостаточно активно помогает региональным отделениям как идеями, так и финансами”.
Но и позиционирование Касьянова как лидера “надпартийной демократической оппозиции” не гарантирует ему поддержки демпартий. “Хотя мы и против операции "Преемник", я лично буду голосовать за приемлемого человека от власти, если конкурентом будет кто-то из кандидатов вроде Рогозина”, — говорит зампред СПС Леонид Гозман.
Создавать еще одну партию был бы смысл, если бы она имела шанс объединить максимально широкий спектр либерально-прозападных сил в России, но это малоперспективно, констатирует политолог Дмитрий Орешкин. “Касьянову рационально позиционировать себя как главного интерпретатора действий Кремля, ведь как политик он пока не аккумулирует все настроения критичных к действиям власти избирателей”, — считает эксперт.
|