Российское самолетостроение в упадке. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс — яркий тому пример. Тем не менее борьба за контроль над ОАО «Авиастар» (дословно — звезда авиации) и его дочерним предприятием — самолетостроительным заводом «Авиастар-СП» — идет нешуточная. 13 декабря состоялось первое заседание арбитражного суда по иску прежнего совета директоров ОАО «Авиастар», который на внеочередном собрании акционеров был лишен своих полномочий. Суд пока не вынес решения, назначив следующее заседание на середину января, поскольку не был предоставлен ряд документов, например оригинал протокола собрания акционеров. На вопрос судьи, где протокол, представитель ответчика ответил: — У одного из акционеров, в фирме «Пиосеволли»? — На Кипре, что ли? — Не знаю, может, и там... Сам по себе «большой «Авиастар», как в Ульяновске называют бывший авиационно-промышленный комплекс, а ныне ОАО «Авиастар», только по названию остался большим. В реальности из него уже давно выведены основные производственные мощности в дочернее предприятие — самолетостроительный завод ЗАО «Авиастар-СП». Причем 74 процента акций завода «большой «Авиастар» передал корпорации «Туполев» в качестве своего вклада в уставной капитал этого холдинга, оставив за собой лишь 26 процентов. Правда, «большой «Авиастар» интересен еще и тем, что имеет контрольные пакеты и в других дочерних предприятиях, бывших производствах авиакомплекса. Например, очень лакомый кусочек — выгодно расположенный уникальный международный аэропорт «Ульяновск—Восточный», выросший из заводского испытательного аэродрома. Так случилось, что интерес к «Авиастару», большому и малому, совпал по времени с приходом команды нового губернатора Владимира Шаманова. Если прежний губернатор, как сетовало тогда руководство авиакомплекса, практически не обращал внимания на проблемы самолетостроения, то окружение нового губернатора авиакомплексом явно заинтересовалось. Но как-то не так… Недавно на правительственном уровне подписано соглашение о поставке Китаю самолетов «Ту-204». И хотя для самого самолетостроительного завода этот заказ может оказаться невыгодным, если не решить целый ряд проблем с инвесторами, деньги по новым контрактам могут пойти большие, и всегда найдутся желающие пустить хотя бы часть средств по своим каналам. Еще совсем недавно, в октябре, «Авиастар-СП» лишился своего стратегического инвестора — холдинга «Новое содружество». Управленческая команда «Нового содружества» покинула самолетостроительный завод, убедившись в том, что инвестиционное соглашение, по которому они должны были получить в управление, а затем и в собственность блокирующий пакет акций, не выполняется ни корпорацией «Туполев», ни областной администрацией, являющейся гарантом соглашения. Интриги вокруг соглашения длились ровно полгода, после чего молодые управленцы поняли, что их просто вытесняют. Вскоре стало понятно, что это и вправду похоже на преднамеренное вытеснение. Внеочередное собрание акционеров ОАО «Авиастар», главным вопросом повестки дня которого было избрание нового состава совета директоров, было инициировано при непосредственном участии областной администрации Ульяновской области. Основу прежнего состава СД составляла так называемая группа Александра Полякова (вице-президента корпорации «Туполев»), которая в первую очередь, конечно же, отстаивала интересы самолетостроительного завода «Авиастар-СП». Но ни одного человека из прежней команды в новом совете директоров не оставили, зато непосредственно от обладминистрации, имеющей всего 5,5% акций, там оказалось сразу четыре человека из одиннадцати, причем трое из них не ульяновцы, а москвичи, да и к самолетостроению не имеющие никакого отношения. В нарушение регламента вел собрание не председатель совета директоров прежнего состава, а заместитель губернатора Владимир Царев (который, впрочем, вскоре был уволен). Теперь на «Авиастаре» двоевластие. Прежний состав СД считает себя действующим и продолжает заниматься текущей деятельностью. Продолжает работать и прежний генеральный директор Сергей Карташов. В то же время новый генеральный, бывший мэр города Шахты Ростовской области Сергей Понамаренко, назначенный новым составом СД, уже назначил своим заместителем г-жу Цареву, жену бывшего заместителя губернатора, и силой, взломав двери, захватил финуправление и бухгалтерию ОАО «Авиастар». Между тем в местной прессе появляется информация о том, что, оказывается, в отношении господина Понамаренко по требованию Генеральной прокуратуры РФ недавно возобновлено уголовное дело по фактам злоупотреблений в бытность его мэром города Шахты Ростовской области. Что самое интересное — теперь почти все члены нового СД открещиваются от Понамаренко, заявляя, что они не знают, откуда взялся этот человек и кто за ним стоит. Ответ на этот вопрос, возможно, могли бы дать советники губернатора Пиорунский и Миримский, избранные в состав нового СД от обладминистрации, однако они предпочитают по этому поводу молчать. До сих пор явление Понамаренко для всех авиастроителей и ульяновцев остается загадкой. Говорят, губернатор даже рекомендовал совету директоров избавиться от одиозной фигуры, но до сих пор ничего не изменилось. По всему видно, что за контроль над самолетостроительным заводом борьба идет нешуточная. Между тем у самого завода перспективы беспросветные. Команда обладминистрации, практически вытеснив «Новое содружество», решила делать ставку на инвестиции, обещанные Ибрагимом Камелем, возглавляющим египетскую фирму «КАТО Ароматик». Камель и вправду обещает инвестировать в «Авиастар-СП» 260 миллионов долларов. Власть на встречах с авиастроителями успокаивает их, что деньги вот-вот пойдут. Однако, по словам первого вице-президента корпорации «Туполев» Александра Полякова, никаких конкретных инвестиционных проектов до сих пор даже не предлагалось и не рассматривалось. Все только на словах да в меморандумах. А на каких условиях — ни слова. Понятно, что просто так никто деньги не отдает. «По всему видно, что Камель хочет контроля над самолетостроительным заводом и «Туполевым», — сказал Поляков. — Мы не смогли удержать на заводе российского инвестора, а в западного я не верю — никто не позволит России стать конкурентом в авиации. По крайней мере, в чистом виде западные инвесторы сюда не придут — у них обязательно будут перед кем-то определенные обязательства». — Я считаю, что новые люди пришли для того, чтобы заняться переделом собственности, — сказал и председатель прежнего состава совета директоров Владимир Костров. Недавно на встрече с авиастроителями губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов сказал, что «Авиастар» — это его головная боль. Именно этого и боится вице-президент «Туполева». По его утверждению, в свое время его команда, осознав, что российские инвесторы пока еще не созрели и возрождение авиастроения не может состояться без участия государства, добилась создания корпорации «Туполев», в которой государству принадлежит 51 процент акций и которая имеет контрольный пакет в ЗАО «Авиастар-СП». Но пока для госчиновников это остается головной болью, они от нее стремятся скорей избавиться. Этой бесконтрольностью и пользуются те, кто хочет отхватить кусочек оставшегося еще большого пирога.
|