Проблемы в строительной сфере Москвы и Подмосковья начали широко озвучиваться и обсуждаться с осени 2005 года, когда по столице прокатилась целая серия митингов обманутых вкладчиков. И почему-то сразу власти города старались всё свести к тому, что, мол люди сами пошли к аферистам, «лоханулись», а теперь пытаются чего-то требовать от безвинных чиновников. Подобные заявления московского правительства выглядели, по меньшей мере, странно.
Активная деятельность застройщиков-аферистов началась с приходом нового тысячелетия. Десятки строительных компаний росли как грибы после дождя. В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» при размещении рекламных объявлений СМИ не несут ответственности за достоверность их содержания, а деньги у директоров компаний-аферистов водились, появилось огромное количество агрессивной рекламы «новых домов улучшенной планировки». При дефиците бесплатного жилья для очередников, которое люди устали ждать десятилетиями, многие граждане решились приобрести квартиры по способу долевого участия в строительстве. Ведь цена уже построенного жилья намного выше, да и позволить его себе может куда меньше людей среднего класса. Дополнительным фактором убеждения граждан явились договора, заключенные между строительными компаниями и правительством г. Москвы. Это стало решающим пунктом и москвичи понесли свои сбережения в лапы мошенников.
По обещаниям строительных «ООО», в среднем, дома должны были быть сданы в эксплуатацию в 2003 – 2004 годах. Но на их месте до сих пор раскинулись пустыри или же, в лучшем случае, недорытые котлованы. Застройщики разводят руками – закончились деньги на строительство и чиновники придерживают подписание разрешительных документов. Чиновники, в свою очередь, стараются переложить вину на компании – своевременно не перечислили налоги на землю, либо продавали жилье незаконно. Но что же делать простым гражданам, доверившимся обещаниям рекламы о том, что стройка санкционирована соратниками Лужкова, а возводить дома будут с «улучшенной планировкой»?
На протяжении нескольких лет дольщики писали запросы в прокуратуру, обивали пороги префектур, но в лучшем случае ответами были отписки чиновников. Некоторые соинвесторы подавали иски в суды. По результатам рассмотрения дел большая масса пострадавших суды выигрывала, но взыскать деньги с застройщиков не представлялось возможным из-за их отсутствия на банковских счетах.
Отчаявшиеся граждане огромной страны стали выходить на митинги протеста. Начиналось всё с 30-50 человек на Горбатом мосту, 300-500 человек на Тверской площади, а закончилось пятитысячными толпами на Калужской площади. Реакция чиновничества стала более решительной. Пообещали создать комиссию для рассмотрения вопроса. Проснулась прокуратура – количество прокурорских проверок и возбуждения уголовных дел по статьям о мошенничестве резко возросло. Но вот строить до сих пор никто и не начал.
Одними из тысяч пострадавших стали соинвесторы строительной компании ООО «Мастерок». Они провели свои митинги в октябре 2005 года, а потом участвовали в общих митингах протеста соинвесторов Москвы и Московской области. Именно по их ситуации и была создана комиссия при Департамента градостроительства Москвы во главе с Александром Давыдовичем Косованом. Результатом её работы стало подписание 28 декабря 2005 года Постановления правительства города о назначении 4-х (!) новых застройщиков. И всё бы ничего, да получается, что городские власти подписали самим себе индульгенцию. Вроде как строить пообещали, компании назначили, ну а горожане должны осыпать мэрию благодарностями. Против руководства «Мастерка» даже дело уголовное возбудили от 11 ноября 2005. Но вот какая незадача, того же 11-го ноября съемочная группа одного из центральных телеканалов России при съемке скрытой камерой попробовала купить в «Мастерке» квартиру. И её с большим рвение пообещали продать. Позвольте, но если возбуждается уголовное дело, то лицензию на работу надо приостановить. Ну это если действовать по логике и в рамках закона… Любопытные пострадавшие продолжали звонить в офис «Мастерка» и в декабре. С удивлением они узнали, что «ну и что, что уголовное дело. Мы всё равно работаем».
С другими компаниями еще более фантастические истории. Оказывается, одну и ту же квартиру можно продать несколько раз, а потом сидеть за одним круглым столом с заместителем прокурора Москвы. Именно так поступил г-н Бычков, директор Центра развития города «Град». Привлекая сразу несколько партнерских компаний-продавцов, его компания втянула в аферу еще и ни в чем не повинных очередников жилья. Ведь в проданные квартиры вселились именно они. Но и тут городские власти пытались откреститься от ответственности. Хотя именно они должны были, согласно 935-му постановлению Ю.М. Лужкова, контролировать всё происходившее. Но зачем же контролировать, если согласно даже скупым публикациям в СМИ, 40% стоимости квартир оседает в карманах чиновников…
На многочисленных митингах дольщики требовали создания комиссии. Когда количество публикаций в газетах и репортажей на телевидении о кризисе в строительной сфере стало критическим, московские власти всё же собрали рабочую группу под предводительством Владимира Иосифовича Ресина. Но радость оргкомитета соинвесторов была недолгой. Именно эта комиссия по только ей ведомым причинам не посчитала необходимым включить 26 адресов в список для рассмотрения на своих заседаниях (на данный момент список домов вырос до 39 – редактор). Все даже как-то перестали вспоминать о том, что не были оглашены фамилии всех вошедших в комиссию, что заседания в столь острой ситуации проходят только раз в неделю… Даже ввести в список участников представителей соинвесторов власти согласились только после заявлений о готовности отчаявшихся дольщиков перекрыть федеральную трассу.
Обещания мэра Москвы о том, что все пострадавшие получат свои оплаченные квартиры, пытались возродить в людях надежду. И всё было бы хорошо, если бы еще более серьезные проблемы с другими строительными компаниям не начали озвучиваться по всей России. Самара, Владикавказ, Тула, Краснодарский край уже проводят и митинги, и голодовки. Акции протеста принимают общегосударственный масштаб. И это только начало. Ведь скоро могут подключиться и те люди, кому обещали сдать дома в 2005 году, чьи дома до сих пор не вводят в эксплуатацию.
В своем новогоднем интервью министр финансов г-н Кудрин заявил, что сформированный стабилизационный фонд Россия не собирается растрачивать, а оставит для крайних случаев. Если региональные власти, прокуратура, правоохранительные органы страны не возьмутся за решение проблем дольщиков комплексно, то «крайние случаи» могут наступить в самое ближайшее время. Автор: АНЕЛЯ ВАСЮТИНА
|