"Вооружение - одна из самых доходных статей российского экспорта после поставок углеводородного сырья. В 2004 году зарубежные страны закупили российские самолеты, танки, корабли, ракетные комплексы и другое снаряжение на общую сумму 5,7 млрд. долларов - это почти в 1,5 раза больше, чем доходы от экспорта леса.
Фактическим монополистом на рынке экспорта российского вооружения стало ФГУП "Рособоронэкспорт". Образованное в ноябре 2000 года в результате слияния двух государственных компаний - "Росвооружение" и "Промэкспорт", новое ФГУП с большой долей самостоятельности подчинялось Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами (КВТС) при президенте.
Остальные спецэкспортеры, хоть и получили право на поставки готовой техники и запчастей к ней еще в конце 2000 года, сумели реализовать лишь 8--10% общего объема экспорта. Впрочем, источник Газеты в оборонной промышленности уверен: многие КБ и заводы оборонки не успели наладить прямые контакты с иностранными партнерами.
В ближайшее время более 20 предприятий российской оборонки, специализирующиеся на поставках запасных частей и модернизации устаревшей техники отечественного производства в иностранных армиях, получат новую возможность прямого выхода на мировой рынок вооружений. Об этом сообщил вчера помощник президента Сергей Приходько. Соответствующий указ, по его словам, будет опубликован в ближайшие дни. Список предприятий, которым разрешат заключать контракты минуя "Рособоронэкспорт", может быть расширен, отметил Приходько. Кроме того, дополнительные полномочия получит КВТС. Ее новый орган - секретариат будет оперативно решать вопросы выдачи лицензий на экспорт оружия. Нововведения, по мнению помощника президента, должны устранить избыточные ступени согласования и призваны "повысить привлекательность российского рынка вооружения и российских поставщиков для иностранного партнера".
По мнению гендиректора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, в ближайшее время это не нанесет ущерба позициям "Рособоронэкспорта" на мировом рынке, поскольку у него многомиллиардные контракты на поставку боевой техники в Индию и Китай. Однако, по мнению источника Газеты в российском ВПК, самостоятельность российской оборонки в заграничных сделках может привести к серьезным финансовым потерям госпосредника в среднесрочной и долгосрочной перспективе. "Цена запчастей и модернизации обычно составляет 35--40 процентов от стоимости контракта на поставку боевой техники", - сказал собеседник Газеты. А значит, в ближайшие годы "Рособоронэкспорт" может лишиться 1,5--2 млрд. долларов.
Источник Газеты считает, что независимые поставщики смогут достичь успеха там, где государственная структура оказалась неэффективной. И напомнил о примере работы тульского ГУП "Конструкторское бюро приборостроения", которое сумело поставить в Сирию и Объединенные Арабские Эмираты зенитно-ракетный комплекс "Панцирь-С1".
Он также полагает, что Кремль принял решение о предоставлении самостоятельности экспортерам не только вследствие их лоббистских усилий, но и из-за частых жалоб стран, импортирующих наше вооружение, на последующее гарантийное обслуживание. "Возможно, таким образом власть намекает "Рособоронэкспорту", что в случае неэффективной работы его могут лишить и поставок тяжелой техники", - подытожил собеседник Газеты."
Материал опубликован в "Газете" №169 от 08.09.2005г.
|