"Избитые чеченцы из астраханского села Яндыки думают, как им жить в соседстве с калмыками и русскими, когда из села уйдут солдаты и милиция.
Его похороны вылились в массовое побоище и поджоги чеченских домов. Сейчас село охраняют войска и милиция.
Чеченка Эльвира, женщина лет тридцати пяти, сидела у сгоревших останков своего дома и отрешенно гладила белую кошку. Я представился. Эльвира задрала юбку, показав синяки на бедрах.
- Смотрите, что эти бандиты со мною сделали! Били по ногам обрезками труб! Знаете, как было больно?!
- Это можно сфотографировать? - спросил я у мужа Эльвиры.
- Пожалуйста, - ответил муж и деликатно отвернулся.
Мужу Эльвиры в тот день повезло больше, его не было дома, остался цел. Других чеченских мужчин с разбитыми головами и резаными телами я нашел в травматологии районной больницы.
- Расскажем вам всю правду, только ничего не искажайте! - настаивали они.
К тому же призывали меня потом калмыки с русскими в селе Яндыки, где случилось побоище. Вот только «правды» от обеих сторон оказались прямо противоположными. А еще есть правда от областных властей: «Главное - укажите, что это не межнациональный конфликт, не межэтнический!» Ладно, указываю. Это был не межнациональный конфликт. Просто большая разборка, в которой по одну сторону очутились случайно только чеченцы, по другую - лица калмыцкой национальности. Все прочие здешние лица - русские, татары, казахи - выступают сочувствующими на стороне калмыков и говорят в запале по адресу чеченцев такое, за что Уголовный кодекс карает большими сроками. Самое гуманное предложение: «Выселить всех!»
- Разве так можно о людях? - хочу урезонить.
- Достали! - шумит население - и пальцем по кадыку. Правда, иные делают сноску «...но даже и среди них есть люди порядочные».
Во время большой разборки порядочных от других не отделяли. Побили десятки чеченских мужчин, сожгли шесть их домов и три машины. Еще два дома сгорели у русских. «Извините, не хотели, ветер не туда подул!» Правда, к чести погромщиков (если уместно, простите, так выразиться?), ни одна чеченская женщина (кроме Эльвиры с побитыми ногами), ни один ребенок физически не пострадали от пьяной, разъяренной толпы. И это уже хоть какой-то проблеск цивилизации для нашей мрачной страны! Спасибо, соотечественники, за то, что не довели дело до сумгаитского позора, когда в этом азербайджанском городе происходили погромы армян и не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Но судить и наказывать вас, однако, следует!
Правда чеченская
Чем же достали чеченцы всех прочих? Председатель колхоза «Большевик» Кюри Хусимов с грубо зашитыми шрамами на голове и заплывшим глазом выдвигает такую версию:
- Мы, чеченцы, народ работящий, а местные калмыки с русскими - пьяницы, тунеядцы. Потому мы имеем деньги, они же - нет. Завидуют нам и ненавидят. А тут еще эти казаки из Астрахани хотят основать в Яндыки казачество и поставить на дорогах посты, чтобы заниматься поборами с проезжающих. Мы им мешаем, вот казаки и подбили этих подняться на нас! А за четыре дня до побоища по селу ходили казачьи молодчики в масках, человек 100 - 150. Ловили наших поодиночке и били. Ведь, чтобы побить одного чеченца, надо не менее семидесяти человек!
А тот убитый калмык Николай Болдарев сам же все и затеял. Он собрал толпу и бросил вызов нашим. В тот вечер болдаревцы собрались - человек 80. А когда наши на них пошли, его в суматохе, похоже, свои же и застрелили.
- Как много ваших сейчас в округе? - спросил я у председателя.
- Много, - ответил он. - Если что, можно поднять со степи до тысячи человек! И будет нас еще больше, и с этой земли мы уже не уйдем никогда!
Муж избитой Эльвиры также мне заявил:
- Я собирался продавать дом и уезжать, но сейчас назло им построю здесь другой дом!
- Но ведь у вас дети малые, - недоумеваю, - а если опять повторится? Вы не боитесь за них?
- Мы выживем назло всем и еще родим!
Чеченки на останках своих домов. Всего было сожжено 6 чеченских домов. Еще 2 сгорели у русских. «Ветер не туда подул». Правда русско-калмыцкая
Когда я повторил в Яндыки слова председателя Кюри, здешние были немало поражены:
- Чего? Чеченцы - работящий народ?! Видно, и впрямь его по репе неслабо шарахнули! А кто весь колхоз разворовал?! Да у них же по пастбищам одни бичи, рабы подневольные, трудятся! А эти только по кабакам сидят да девок лапают!
И дальше - больше! Здесь бы поставить точку, дабы не обвинили в нагнетании зла. Но, уж поверьте, этого зла здесь столько, что наше замалчивание и утверждение «это не межнациональный конфликт» только больше добавят ненависти к чеченцам, поскольку другие подозревают чеченцев чуть ли не в поедании младенцев при попустительстве властей и молчании СМИ. В Яндыки практически нет семьи, которая бы от чеченцев не пострадала.
- Мы зашли с мужем в бар, - рассказывает молодая женщина Мария Куркина. - Там сидели чеченцы, один ударил меня ладонью по заднему месту. Муж мне сказал: «Идем отсюда». Но тут они поднялись на него большим числом человек: «А чего ты, русская с..., подраться с нами не хочешь?!» - и избили до полусмерти. Наше с мужем заявление уже почти год лежит в органах, бандиты известны, но до сих пор никто не наказан!
Подобных историй в Яндыки тьма!
- Вечером здесь не только не выйдешь на улицу, но даже на машине не проедешь! - хором утверждают зрелые мужики. - Если идешь с женой, обязательно оскорбят с самой грязной издевкой. Ответишь им - изобьют! И проехать нельзя, их молодежь стоит посреди дороги, попробуй им помешать - угробят тебя и машину! А шум, музыка, лай собак до трех-четырех утра! Вот сейчас, когда село заняли солдаты и ОМОН, мы просто ликуем от счастья при ночной тишине!
- Почему не взываете к властям и милиции?
- Ха-ха! Взывай, не взывай - вся власть чеченцами куплена! На чеченских пастбищах пасутся стада баранов от власти! Милиция сама поставляет на кошары (овечий хлев) бичей-рабов, отлавливает беглецов и т. п.
Автор, разумеется, не может сие подтвердить, но бездействие властей и впрямь дает повод народу подозревать черт-те что!
Могила погибшего Николая Болдарева. Побив живых, взялись за мертвых
Еще в недавние времена чеченцы здесь никому не являлись врагами. Но в последние годы в Астраханскую область стало все больше и больше прибывать из Чечни «отмороженных» парней, у которых мозги задурманены войной, наркотой и слепой ненавистью к прочим россиянам. Эти парни расселяются по степи, где их работники пасут овец (и по слухам - выращивают мак, коноплю). А вечерами все те же парни оккупируют мирные села, чинят там беспредел и насилие. Но забитые и замученные селяне уже заходятся в ярости и на ни в чем не повинных чеченцев. Например, та же Эльвира с побитыми ногами и ее муж никому (я опрашивал) не чинили зла, как и большинство других пострадавших. Но и у них сожгли дом, машину, до безумия перепугали детей. За что? Только за действа подонков от той же национальности? Несправедливо! Но их вина в том, по мнению сельчан, что они распустили своих. Да нет же, бандюков распустили органы правосудия! Ни власть, ни законы здесь практически не работают, оттого бандитская вольница. Ведь, собственно, отчего и пошла кровавая большая разборка. 22 февраля в день депортации чеченского народа трое здешних совершеннолетних мерзавцев пошли на кладбище ломать православные кресты. Надругались над множеством русских могил - для здешнего беззакония не ахти, конечно, какое событие, - и все бы сошло им с рук. Но эти нелюди заодно осквернили могилу воина-калмыка, погибшего в Чечне. Суд дал осквернителям... по два года условно! Калмыки, понятно, сочли наказание неадекватным содеянному - и пошло, и поехало под крики о продажности правосудия. И в без того замученном, сумасшедшем районе жизнь началась как в кошмарном сне. Еще в преддверии большой разборки в Яндыки заявилась большая компания калмыков. Чеченцев кто-то успел упредить - никого не нашли. Случайно проезжали два здешних дагестанца братья Магомед и Шамиль.
- Они перевернули нашу машину и давай нас «мочить»! Русские им кричат: «Не бейте их, это даги!», но пока разобрались, машина сгорела и нас едва не убили.
Местный парень Сергей:
- Вечер. Подъезжаю к Яндыки, за мной гонится чеченская «девятка»! Жмет к обочине, вырываюсь, звоню пацанам, веду ее за собой в наш глухой переулок. Пацаны приготовились, я влетаю, а где «девятка»? А, вон она! Мы ее ломами, камнями - всю всмятку. А оттуда вылезает пацан - наш! Тьфу ты, мать твою, перепутали! Ни за что пострадал пацан из-за этих чеченцев!
Время закручивать гайки?
Сейчас в селе Яндыки и вокруг него стоят армия и милиция числом в 1200 человек. Как долго им тут стоять? И вообще, что дальше-то делать? Этого не знает никто. Многочисленным журналистам раздают от областной администрации образцы для сочинений, в которых оптимистично прописано, что ситуация под контролем и «...губернатор официально заявил, что не допустит дестабилизации в регионе и будет и дальше проводить политику толерантности (ну, это типа влюбленности. - Н. В.) и дружбы между народами разных национальностей. Однако в отношении тех, кто не хочет соблюдать правила общежития, которые испокон веков сложились в Астраханской области, будут предприняты четкие, однозначные и жесткие меры - в соответствии с Законом, но адекватные ситуации».
Я прочитал те слова губернатора мужикам из Яндыки, и они ответили языком куда более ясным, который в газете не приведешь.
И все же, думаю, проблема-то не в чеченцах, и люди они хорошие, только отсутствие сильной власти сделало часть из них немножко плохими. Не-ет, этот гордый народ на толерантности не проведешь... Да и нашим бы тоже сила власти не помешала. Ничто так не сближает народы России в любви друг к другу, как закручивание гаек сверху.
А что вы думаете об этом? Кто и как должен разрешать подобные конфликты? Ждем ваших звонков сегодня, 23 августа, с 11.30 до 13.30 (время московское) по телефону (095) 257-51-39."
|