Два с половиной года назад олигархи, завладев экономической властью в стране, толкнули нашу страну в пучину кризиса, который назвали "черным августом" 1998 года. Пришедшее на смену команде "молодых реформаторов" правительство не посмело ворошить прошлое и не то что наказать виновных, но даже назвать причины катастрофы. Сегодня, борясь за выживание и снова побеждая в этой борьбе, мы как о страшном сне забыли об уроках августа 1998 года. Кто забыл прошлое - обречен на его повторение. Сегодня в России сформировалась новая, уже не финансовая, но промышленная олигархия. На фоне "семибанкирщины" ее представители, действительно развивающие производство, заботящиеся о зарплате и спасающие промышленные регионы от гибели, выглядят персонажами святочных рассказов. Им есть чем гордиться - это они восстановили экономику, заменили "красных директоров" профессиональным менеджментом, перебороли отчаяние и освоили новые рынки. И тот, кто забудет о благодарности, будет несправедлив. Но благодарность не меняет сути дела: экономическая политика России вновь определяется волей нескольких человек - и соответственно обслуживает в первую очередь их интересы. Пока страна решала простые вопросы выживания и восстановления, а "новая олигархия" только формировалась, это было не так страшно: ее интересы соответствовали интересам общества. Но чем сильнее олигархия, тем больше она склонна удовлетворять свою корысть за счет своей страны. Сегодня все начинается снова. Первый "звонок" - катастрофа в Приморье, вызванная не только бездействием руководства края, но и РАО "ЕЭС России". Политика последнего слишком похожа на создание "объективного" доказательства необходимости спешного реформирования отрасли и нового повышения тарифов, ликвидацию давнего врага и демонстрацию силы. Вторым "звонком" стали действия ряда высших чиновников правительства и администрации президента, которые вопреки внятной позиции президента и премьера пытались любой ценой вырвать у Госдумы согласие на приватизацию "Челябинскэнерго", "Запсиба" и "Кузбассугля".Если бы из-за их упорства Госдума не приняла поправки к бюджету, Россия не заплатила бы Парижскому клубу в феврале 2001 года. Таким образом, в угоду коммерческим интересам двух заинтересованных в этой приватизации корпораций страна была поставлена на грань технического дефолта. Но все это меркнет по сравнению с проектом, объединяющим "новую олигархию" почти так же, как старую объединили залоговые аукционы, - с либерализацией валютного регулирования. Идея проста: у России все хорошо, и ее единственная проблема в том, что она зарабатывает слишком много долларов, которые надо срочно "выпустить на волю", максимально облегчив вывод капитала из страны. Сначала пошли разговоры о целесообразности оттока валюты из страны, и правительство действительно начинает работать в указанном направлении. Оно снижает экспортные пошлины на нефть на 2 млрд долларов в расчете на год (без преодоления всевластия монополий и незащищенности собственности их основная часть уйдет из страны), пытается прорваться в ВТО уже в этом году (заведомая неготовность обернется ростом импорта при стабильности экспорта и оттоком валюты) и готовит либерализацию валютного регулирования. Обоснования разнообразны. Авторитетные и, что самое грустное, компетентные люди вполне серьезно говорят о необходимости облегчения вывода валюты из России для борьбы с инфляцией (которая вызвана правительством, разрешившим естественным монополиям повышать тарифы без обеспечения финансовой прозрачности), увеличения сбора налогов и роста инвестиционной привлекательности. За внешне цивилизованными лозунгами стоят интересы олигархов. Доходы многих из них возросли настолько, что сложившаяся инфраструктура перестала справляться с их выводом из страны. А кто-то, видя экономическое бессилие государства, понимает, что в стране при внешнем благополучии начинает "пахнуть жареным", и готовит эвакуацию. Наконец реальное удорожание рубля (только в 2000 году на 15, 2 %) снижает конкурентоспособность многих производств. Вероятно, у многих олигархов появился соблазн вместо кропотливого совершенствования производства поддержать его конкурентоспособность "одним ударом" - при помощи очередной разрушительной девальвации. Ведь облегчение оттока капитала только усилит его, и к 2003 году в стране просто не хватит валюты для выплаты 19 млрд долларов внешнего долга. Последствия, как в 1998 году, просты: дефолт и девальвация. Заклинания об улучшении инвестиционного климата - лукавство, ибо на деле повысит инвестиционную привлекательность России лишь обеспечение прав собственности и ограничение всесилия монополий. На эти задачи нужно время, а олигархи требуют либерализовать валютное регулирование немедленно. Часть диктуемых ими мер откровенно разрушительна - достаточно указать на требование перейти от разрешительного к уведомительному порядку операций с капиталом, что спровоцирует всплеск преступных операций через "фирмы-однодневки". Даже снижение норматива обязательной продажи экспортной выручки с 75 до 50 % дестабилизирует валютный рынок из-за сокращения его масштаба и сжатия предложения валюты (в результате роста негативных ожиданий). По расчетам экспертов, при сохранении 75% норматива золотовалютные резервы Центробанка к концу 2001 года составят 31 млрд долларов при курсе доллара около 33 рублей и инфляции в 15%, что лишь немного выше заложенного в бюджет 2001 года уровня. Сокращение же норматива до 50% уронит золотовалютные резервы до 20 млрд долларов, повысит курс доллара до 43 рублей, а годовую инфляцию - не менее чем до 35%. Это цена "новой олигархии" уже в 2001 году. Заплатив эту цену, Россия может оказаться перед реальной угрозой экономического краха в самое ближайшее время.
|