В газете Коммерсант от 7 марта 2001 года в статье «Как заработать на долгах России» сообщалось о сомнительной, с точки зрения интересов государства, сделки по погашению задолженности Российской Федерации перед Чешской Республикой с участием чешской фирмы Фалькон Капитал (Falkon Capital). Позднее в приложении к Российской газете (Бизнес в России) была опубликована статья "К чешскому пиву российский пирог» где обычная чешская фирма Фалькон Капитал с минимальным уставным фондом уже называется, не как иначе, как швейцарской финансовой группой. В этой же статье не двусмысленно заявляется о связях указанной фирмы с Правительством России. Это и не удивительно, ибо настолько невыгодную сделку, как для России, так и для Чехии можно оформить, имея только очень хорошие контакты с первыми лицами в Правительстве России. Сумма сделки уже более точно определена в 2.500.000.000 долларов США и, если исходить от более правдоподобной чешской прессы, соответствует действительности.
Что за птица – Фалькон?
Что касается самой фирмы Фалькон Капитал, которая так устраивает российскую сторону и, как уже совершенно точно было отмечено «Российской газетой», имеет «определенные договоренности с Российским Правительством», то на самом деле она не имеет ни какого отношения не только к Швейцарии, но и чешской то ее можно назвать с большой натяжкой, да и то только на основании места регистрации.
Фирма Фалькон Капитал возникла в Чехии 28.11.1995 года (кстати, в то время в Министерстве финансов Российской Федерации вопросами долгов занимался скандально известный Андрей Вавилов) стараниями граждан бывшего СССР Паатой Мамаладзе, Ингой Мамаладзе, Важой Кикнавелидзе, Станиславой Кикнавелидзе и примкнувшим к ним Аристархом Алавердяном (см. учредительные документы). Все указанные граждане одновременно формально вышли из состава директоров фирмы 17.02.1997 года, оставаясь по факту хозяевами и движущей силой указанной фирмы. 29.04.98 года, для придания фирме более солидного звучания, видимо в связи с обострившимися работами по российским долгам, в состав исполнительного органа фирмы формально вводятся граждане Швейцарии (Hans Peter Moser; Beat Urs Moser), судя по данным и по адресу проживания близкие родственники (отсюда наверно и заблуждения «Российской газеты» по поводу принадлежности фирмы).
Чешские газеты не раз писали о сомнительности фирмы Фалькон Капитал, приводя данные Информационной службы безопасности Чешской Республики, но российских участников процесса эта информация, похоже, особо не волновала, что косвенно подтверждает, высказанное Российской газетой утверждение о хороших связях деятелей фирмы в Правительстве РФ.
Таким образом, собственно чешская сторона, интересы которой по логике вещей должна была выражать чешская же фирма, соглашаться на сделку явно не спешила и если судить из последних сообщений чешской прессы только на последнем этапе долгоиграющего переговорного процесса якобы дала согласие на проведение сделки.
Сразу возникает вопрос, на каких основаниях высокие чиновники ведут финансовые переговоры по достаточно большим суммам с субъектом, который на данную деятельность получает полномочия чешского Правительства только по итогу переговорного процесса? И возможный ответ на этот вопрос: в проведении данной сделки заинтересована, прежде всего, российская сторона и именно она, судя по длительности переговорного процесса, продавливала данный вариант решения проблемы. С одной стороны это естественно, так как из рыночных экономических соображений закрывать долги с минимальными для государства потерями - это святая обязанность российских госчиновников, которые на первый взгляд должны свято чтить интересы государства.
Но так ли уж.свято соблюдаются интересы государства в данной сделке? Ответить на этот вопрос можно проанализировав параметры и условия соглашений, лежащих в основе итоговых договоренностей участников процесса.
Сомнительные условия
Для рассмотрения вопроса, на основании имеющейся официальной информации, определим исходные данные рассматриваемого процесса:
1. Сумма переуступки долговых обязательств Российской Федерации перед Чешской Республикой чешской фирме «Фалькон Капитал» - 2.500.000.000 долларов США.
2. Готовность Правительства Чешской Республики продать, рассматриваемый долг чешской фирме Фалькон Капитал - 22,2% от наминала (т.е. в данном случае 555.000.000 долларов США).
3. Оценка Министерством финансов РФ фактической стоимости долга Российской Федерации перед Чешской Республикой - 54% от наминала (т.е. в данном случае 1.350.000.000 долларов США).
4. Погрешность (в данном случае разница между готовностью Министерства финансов РФ выплатить по долгам перед Чешской Республикой и, собственно, пожеланиями самой Чешской Республики) в оценке произведенной Министерством финансов Российской Федерации составляет - 31,8% от наминала (т.е. в данном случае 795.000.000 долларов США).
Насколько выгодна и долгожданна эта сделка для Анатолия Чубайса можно понять из его письма, адресованного министру финансов РФ Кудрину.
Подарок Чубайсу
На основе изложенного, совершенно справедливо, возникают некоторые вопросы по поводу рассматриваемого процесса:
1. Компетентность Правительства и Министерства финансов Российской Федерации в вопросе оценки рынка долговых обязательств России и эффективность их действий при погашении российских долгов.
2. Обоснованность переуступки долга от одного государственного субъекта к другому, фактически государственному субъекту, при этом с потерей эффективности основной операции (имеется в виду списание долгов) в сумме 31,8% от рассматриваемой сделки.
3. Насколько обоснована необходимость поддержки платежеспособности РАО «ЕЭС России», формально являющейся акционерным обществом, за счет бюджета. Более правильно было бы сначала рассчитаться с Чешской Республикой, а в последствии (если в этом есть необходимсть) на положительную разницу (31,8% которая в этом случае была бы собственностью государства) финансово, на возвратной основе поддержать РАО «ЕЭС России», при этом, в случае не возврата средств, оставив за государством возможность, увеличить государственное участие в акционерном капитале РАО.
4. Почему, в упоминающимся в прессе конкурсе на покупку российских долгов, российская сторона не участвовала силами загранбанков или российских банков, в которых имеется государственное влияние.
Ответы на все эти вопросы, явно не в интересах российских госчиновников - участников процесса.
Если официальная Прага выставила на продажу долг (по сообщениям чешской прессы) желая получить за него 23%, а в итоге согласилась на 22,2%, то почему собственно российский бюджет должен платить Чубайсу в лице РАО «ЕЭС России» дополнительно 31,8% от суммы сделки, что составит 795.000.000 долларов США. К слову сказать, дополнительные затраты российского бюджета, вызванные услугами РАО «ЕЭС России» по погашению задолженности Российской Федерации перед Чешской Республикой значительно превосходят выплаты России по долгам за октябрь месяц, которые составили 697.700.000 долларов США. Таким образом, участие РАО «ЕЭС России» в данной сделке не экономит государственные средства, а наоборот более чем вдвое удорожает процесс.
Любимые 2 процента Михаила Касьянова?
По сообщению информационного агентства «ИНТЕРФАКС» подписание документов по данному вопросу планируется 9 октября 2001 года во время визита Михаила Касьянова в Прагу, таким образом после 9.10.2001 российский бюджет освободится от суммы в 795.000.000 долларов США в пользу РАО «ЕЭС России» и его партнера в лице «чешской» фирмы Фалькон Капитал. С подписанием межправительственных российско-чешских документов вопросы как говориться будут излишни.
На основании приведенных расчетов можно сделать однозначный вывод, что внешние долги Российской Федерации погашать довольно выгодно (вопрос только для кого?), именно по этому нынешнее российское правительство так усердно убеждает российских граждан о пользительности выплаты внешних долгов России и следит за своевременностью платежей, прикрываясь международным имиджем Российской Федерации. В отличие от внутреннего долга, когда обесцениванием счетов в Сбербанке государство де-факто обворовало собственных граждан, внешние долги являются предметом личного контроля премьера Касьянова давно занимающегося этим вопросом, еще со времен своей работы в Министерстве финансов.
Таким образом, можно сделать неутешительный вывод:
в то время, когда Президент Российской Федерации В.Путин бросает все силы на борьбу с международным терроризмом, оставшийся на хозяйстве, без присмотра, премьер, под шумок, борется за экономические успехи России и по всей видимости достаточно удачно. Вопрос только для кого?
|