Почву для выступления Сергея Иванова в понедельник подготовил анонимный высокопоставленный источник в Минобороны. "Кадровую ситуацию в органах ГВП можно назвать неблагополучной. Текучка кадров превышает все допустимые пределы. Минобороны вынуждено доукомплектовывать прокуратуры за счет военнослужащих с юридическим образованием", - сообщил он информационным агентствам.
Спустя несколько часов критика в адрес военных прокуроров была продолжена официально - Сергеем Ивановым. "Утраты материальных средств Вооруженных сил практически в 100% случаев вскрываются не благодаря военной прокуратуре, авцев - на 9%, проявлений дедовщины - на 16%, количество хищений сократилось на треть, а преступлений, связанных с оборотом наркотиков, - в два раза.
Статистические данные министра обороны стали своеобразным ответом Главной военной прокуратуре, обнародовавшей в конце мая сведения о резком росте армейской преступности. Как сообщил тогда замгенпрокурора - главный военный прокурор Александр Савенков, только в первом квартале прошлого года общий рост правонарушений в войсках составил 11% по сравнению с тем же периодом 2003 года. Количество убийств увеличилось на 66,7%, пострадавших от неуставных отношений и рукоприкладства - на 52,8%, краж - на 21%, случаев корыстного злоупотребления должностными полномочиями - на 34,3%.
Возмущение ГВП вызвало и назначение в апреле советником министра обороны бывшего командующего Северным флотом Геннадия Сучкова, который в прошлом году был признан виновным в гибели подлодки К-159 и осужден на четыре года лишения свободы условно. "Это назначение не соответствует целям правосудия", - пояснил тогда позицию своего ведомства Савенков. Свои заявления он сделал за несколько дней до визита в Россию верховного комиссара ЕС по правам человека Альваро Хиль-Роблеса, лично представившего Владимиру Путину доклад о правах человека в России. Как позже сообщил Хиль-Роблес, он призвал "российскую сторону решить проблему дедовщины в армии".
Впрочем, Путин назначение Сучкова советником министра обороны одобрил. Тем более что, как пояснил в понедельник глава Минобороны, назначение Сучкова прошло при полном согласии ГВП. "Я уточнил у него (Савенкова. - ГАЗЕТА), могу ли я по закону ходатайствовать перед Верховным главнокомандующим о назначении Сучкова. Ответ был утвердительный", - рассказал министр обороны.
Конфликт высших силовых чиновников, как поясняют эксперты ГАЗЕТЫ, был запрограммирован еще несколько лет назад. "С приходом генпрокурора Владимира Устинова, пользующегося доверием президента, военные прокуроры стали на деле независимыми от армии, - говорит высокопоставленный источник ГАЗЕТЫ в ГВП. - Раньше чиновники Минобороны сами определяли виновных, а прокуроров приглашали, чтобы оформить необходимые документы для передачи дела в суд". По его словам, "рано или поздно этот конфликт должен был выйти на публику", поскольку Минобороны не отказалось от планов вернуть военную прокуратуру под свой контроль. "
Еще на эту тему:
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ Министр обороны ответил на критику главного военного прокурора "Известия", 07.06.05 "В понедельник резко обострился давний конфликт между министром обороны России Сергеем Ивановым и главным военным прокурором Александром Савенковым. Во-первых, министр язвительно ответил на критику двухнедельной давности со стороны руководителя ГВП, и во-вторых, нанес несколько ответных ударов по военной прокуратуре и лично господину Савенкову. В Главной военной прокуратуре в понедельник решили не комментировать слова Сергея Иванова, но очевидно, что ответ последует в ближайшее время. Таким образом, подковерная война двух высокопоставленных чиновников окончательно вышла на публичный уровень.
Заявлению министра обороны Сергея Иванова, которое он сделал в понедельник, предшествовало сообщение РИА "Новости" о том, что в Главной военной прокуратуре якобы "неблагополучная ситуация с кадрами". По данным агентства, так считает некий источник в Министерстве обороны, статус и имя которого не называются.
- Текучка кадров в Главной военной прокуратуре превышает все допустимые пределы, несмотря на высокий уровень денежного довольствия и социальную защищенность, - заявил неназванный представитель Минобороны.
Вскоре после этого сообщения в Санкт-Петербурге началась пресс-конференция министра. На ней Сергей Иванов ответил на резкие высказывания главного военного прокурора Александра Савенкова, которые тот сделал 24 мая. В частности, Иванов заявил, что не согласен с оценками Савенкова по так называемому делу Ульмана.
- Не вдаваясь в детали следствия, которое ведется уже четвертый год, и не пытаясь никоим образом повлиять на судебное решение, я тем не менее не понимаю, как юрист может говорить о том, что двукратное оправдание подозреваемого судом присяжных не имеет вообще никакого отношения к правосудию, - заявил Иванов. - Извините, зачем мы тогда создавали суд присяжных - для правосудия или для чего-то другого? Это непонятно, особенно когда это говорит юрист.
Иванов также резко отреагировал на критику со стороны Савенкова в связи с назначением бывшего командующего Северным флотом Геннадия Сучкова советником министра обороны.
- По мнению Александра Николаевича Савенкова, в руководстве Министерства обороны фактически поощряют так называемых проштрафившихся высших офицеров, - заявил министр обороны Сергей Иванов. - В качестве примера он упоминает фамилии адмирала Сучкова и генерала ВВС Комиссарова (последний в 2004 году сажал боевой МиГ-29 на полосу и забыл выпустить шасси. - "Известия"). Как я уже говорил, если военнослужащий совершил или совершает преступление либо какое-то другое неблаговидное деяние по умыслу или из корыстных побуждений, то с такими мы безжалостно расстаемся. В случае с адмиралом Сучковым после завершения всех судебных действий и процедур и вынесения условного приговора суда я сам лично звонил Александру Николаевичу Савенкову и спрашивал его как юриста, обязан ли я теперь увольнять адмирала или я могу дать ему возможность продолжить военную службу? Имею ли я право ходатайствовать перед Верховным главнокомандующим о назначении его на нижестоящую должность, не связанную ни с каким командованием? "Да" - ответ был утвердительный.
Из заявления Сергея Иванова также следует, что генерал-лейтенант Юрий Комиссаров, забывший о шасси, не назначался на вышестоящие должности, а был понижен.
В заочной полемике с главным военным прокурором министр обороны привел свою статистику, из которой следует, что все не так плохо. Иванов заявил, что в 2000 году погибли 1286 военнослужащих, не включая боевые потери, в то время как в 2004 году было зарегистрировано всего 954 случая гибели военнослужащих.
Министр также заявил, что Военная прокуратура "не в состоянии самостоятельно вскрывать утраты материальных средств".
- Статистика говорит о том, что значительная часть подобной информации, поступающей от военного ведомства в Военную прокуратуру, не реализуется и не доводится до суда, - сказал Иванов.
Резюмируя, министр сказал:
- На этом фоне неуместными выглядят заявления о пассивности офицерского корпуса, его нежелании сотрудничать с органами Военной прокуратуры и вообще поддерживать правопорядок в армии и на флоте.
В Главной военной прокуратуре предпочли не комментировать слова министра обороны. По данным "Известий", ответ Александра Савенкова Сергею Иванову последует позже." • Роман КИРИЛЛОВ
|