В прошлом номере «Новая газета» начала публиковать сериал о жизни российских чиновников. Первый материал был посвящен роскошной президентской мегаяхте «Олимпия». Выяснилось, что это судно королевского класса стоит порядка 50 млн долларов и приобреталось для первого лица государства людьми из ближайшего окружения Романа Абрамовича. Информация из Британского судового регистра позволила удостовериться: «Олимпия» ходит под флагом Каймановых островов (зоны, свободной от налогов и прозрачности в оформлении документации), а владение судном также оформлено через офшоры. Оказалось, что ее менеджеры — компания Unicom Management Services — дочерняя структура государственной компании «Совкомфлот», совет директоров которой возглавляет помощник президента Путина Игорь Шувалов. Таким образом, ореол секретности вокруг «Олимпии» стал объясним. Тем более, что цена яхты составляет по меньшей мере треть бюджета города Сочи и значительно превышает суммы, которые позволено тратить президенту согласно фонду представительских расходов: условный перерасход федерального бюджета, если бы покупка была совершена официально, составил бы как минимум 47 647 205 долларов. Но, как стало известно «Новой», «Олимпия» — далеко не единственное круизное судно российского Верховного главнокомандующего.
Реконструкция «Кавказа» и новый «Буревестник»
Незадолго до первого появления в Сочи «Олимпии» (2002 год) туда же после восьмимесячной модернизации на одной из судостроительных баз Санкт-Петербурга вернулось и еще одно представительское судно президента — 45-метровая яхта «Кавказ», построенная в 1980 году по заказу Брежнева. Специалисты судоверфи «Алмаз» (подрядчик ремонта) еще до начала работ оценивали проект модернизации «Кавказа» в миллион с лишним долларов — именно эту цифру потом сообщили в пресс-релизах для российских СМИ. Однако британская пресса почему-то приводит иные цифры. Так, Том Парфитт, журналист крупнейшей шотландской газеты The Scotsman, утверждает, что «общая стоимость всех переделок составила 1,5 миллиона фунтов стерлингов», то есть 2 миллиона 835 тысяч долларов.
«Новой газете» стало известно, что эта сумма была потрачена не только на замену оборудования и перепланировку. В результате реконструкции на «Кавказе» появились новые японские кондиционеры, домашний кинотеатр, натяжные потолки из французского зеркального покрытия, белые кожаные диваны и кресла, мебель из ценных пород дерева, панельная отделка на стенах из красного дерева и замши. Как и на «Олимпии», палубы здесь сделаны из тика. Заказчиком реконструкции «Кавказа», по информации «Новой», выступило вовсе не Управление делами президента, как это положено, а Федеральная погранслужба, на балансе которой и числится судно. Впрочем, аналогичная история и с президентским VIP-катером «Буревестник» стоимостью в 3 миллиона долларов, построенным специально для Путина к 300-летию Петербурга. Теперь этот катер стоит почему-то на балансе Ленинградской военно-морской базы ВМФ. «Паллада»: светотеневой баланс
Но и на этом пополнение «малого флота» Верховного главнокомандующего не остановилось. В 2003-м, спустя год после реконструкции «Кавказа» и приобретения «Олимпии», ему досталась еще очередная 32-метровая яхта. Новый проект создавали в Голландии, а собирали в Москве. Как только ее спустили на воду с верфи Московского судостроительного завода, в прессе появились сообщения о том, что эта яхта предназначена для первого лица государства. Кстати, работа над ней началась еще летом 2002 года, а это значит, что деньги выделялись не иначе как параллельно с расходами на «Кавказ» и «Олимпию». По словам голландских специалистов, заказчик назвал яхту гордым именем «Паллада» — в честь одноименного русского фрегата, на котором участник военных действий против горцев на Кавказе адмирал Е. В. Путятин отправился с дипломатической миссией в Японию. Огромное — во всю стену — изображение этого фрегата на четырехслойном стекле даже украшает просторный обеденный зал «Паллады». Это все, что стало известно журналистам, — проект засекречен. Стараются не упоминать даже название. В большинстве рекламных буклетов, а также во время презентаций завода и его иностранных партнеров эту яхту предпочитают называть De Groot 105' — по имени голландского дизайнера, разработавшего стиль внешнего вида и интерьеров яхты, и габаритной длине судна в английских футах. «Вы же понимаете, так порекомендовали в администрации президента. Это все засекречено, чтобы не засвечивать имя владельца», — шепотом, озираясь по сторонам, поясняет корреспонденту «Новой» одна из сотрудниц предприятия. Европейские судостроители и брокеры не менее осторожны в высказываниях: голландский партнер компании Guido de Groot сообщил, что высокопоставленный владелец «Паллады», «будучи родом из Санкт-Петербурга, размещая заказ, распорядился, чтобы яхта была обязательно закончена ко времени празднования 300-летия его родного города». В итоге, как рассказывают, яхта была спроектирована, построена и полностью укомплектована в рекордные для судов такого класса сроки — 10 месяцев.
И это при том, что, например, интерьер судна не только проектировался, но и конструировался за границей — непосредственно в Нидерландах, а в Москве только монтировался в готовые формы. По словам сотрудников компании Bootwerk, которая строила интерьеры «Паллады», для доставки соответствующих каркасов и частей внутреннего убранства яхты в Россию понадобилось «четыре 40-футовых морских контейнера с климат-контролем и виртуозная работа по оформлению документов». Результат — те же тиковые палубы, мебель и панельная отделка на стенах из элитных пород дерева, диваны и кресла из белой кожи. Все это в комфортабельных каютах, салонах и залах совокупной площадью 390 квадратных метров, на трех палубах, одна из которых скрыта от глаз стороннего наблюдателя.
Салоны и гостиные двух верхних палуб также защищены от любопытных взглядов. Огромные окна покрыты специальным затемняющим напылением, вступающим в резкий контраст с белоснежной поверхностью открытых палуб. Все это гармонирует с глубокой темной синевой стального корпуса.
Специалисты Московского судостроительного завода и аффилированной с ним компании Timmerman Yachts рассказывают, что современная спутниковая навигационная система производства известной японской корпорации Furuno и запас хода в 2500 морских миль позволяют этой яхте совершать длительные морские переходы, например Москва — Амстердам, без захода в порт, а специальные приборы вибро— и шумозащиты делают подобное путешествие комфортным. Мы также выяснили, что яхта оборудована сауной, домашними кинотеатрами и позволяет хозяину пригласить на борт до восьми гостей. На носу корабля, в открытой части палубы, гостям можно предложить занять места на мягком полукруглом диване с дискообразным столиком. Позади дивана сквозь темные окна можно разглядеть уже упоминавшееся полотно с фрегатом «Паллада» в обеденном зале и огромный овальный стол. Есть желание перекусить на открытом воздухе — хозяин проведет гостей вдоль борта в противоположный конец яхты. Там под белым навесом, полностью повторяя форму кормы, стоит еще один кожаный диван с загнутыми краями. Он огибает раздвижной квадратный стол для обедов. С кормы можно подняться на верхнюю палубу, чтобы позагорать в шезлонгах, или же пройти сквозь стеклянные раздвижные двери в гостиную с домашним кинотеатром, множеством диванов и кресел и с возвышающимся в центре салона над буфетной стойкой огромным портретом Петра Первого в зеленом камзоле.
Петр Первый — основа идеологии этой яхты. Полотна с его изображением огромны — обязательно во всю стену. Он буквально везде: в гостиной строит город на Неве, в каюте хозяина над изголовьем кровати — еще молодой — делает записи, даже в ванной комнате — не просто полотно с изображением Амстердама, а именно такого, каким его увидел Петр. Недавно экс-руководитель протокола президента РФ, а ныне советник В. Путина по отдельным поручениям Владимир Шевченко наконец признал тот факт, что «Паллада» строилась по заказу Управления делами президента (Это признание Владимир Шевченко сделал в своей книге «Повседневная жизнь Кремля при президентах». — ред.) , и заявил, что «это судно предназначено для официальных протокольных мероприятий». Но почему-то он предпочел умолчать о том, в какую сумму обошелся этот заказ и сколько денег налогоплательщиков тратится на обслуживание «Паллады» ежегодно. Эти сведения скрывают и судостроители, ссылаясь, как ни странно, на этику частного судовладения. В то же время гендиректор Московского судостроительного завода Дмитрий Мироненков в интервью газете «Ведомости» упомянул однажды, что аналогичные «Палладе» суда стоят порядка 4 миллионов долларов. В распоряжении «Новой газеты» оказались прайс-листы европейских яхт-брокеров, в которых суперъяхта с аналогичными параметрами и техническими характеристиками, но производства 1985 (!) года стоит 4,5 миллиона долларов. Это при том, что цена устаревающих яхт, по словам специалистов, снижается в той или иной пропорции каждые три года. Другая такая же яхта, только производства 1991 года, имеющая аналогичные параметры, но с несколько худшими характеристиками (например, корпус не из стали, как у «Паллады», а из композита, что удешевляет стоимость), у американских яхт-брокеров стоит 6,7 миллиона долларов. Обслуживание же яхт такого класса обычно составляет в год не менее 10 процентов от цены самой яхты.
Таким образом, если вообразить ситуацию, при которой абсолютно все протокольные мероприятия и представительские расходы президента за все пять лет его правления оплачивались бы не из бюджета, а единственной бюджетной статьей расхода была бы яхта «Паллада», даже в этом случае условный перерасход только на ее строительство составил бы минимум 1 647 205 долларов США. «Зачем президенту России яхты?» — спросите вы. Ну как же? Ведь это отличное и модное среди «сильных мира сего» место для встреч, обедов и отдыха от напряженной работы. Как это бывает? Например, так, как об этом рассказала всемирно известная британская певица Беверли Найт в интервью лондонской Sunday Times. По ее словам, после выступления певицы на саммите «восьмерки» в Санкт-Петербурге в мае 2003 года президент Путин «пригласил ее на обед на свою яхту», где она оказалась лицом к лицу с Тони Блэром, Герхардом Шредером, хозяином Кремля: «Я не собиралась отказываться от шанса побыть вместе с самыми влиятельными в мире людьми, — вспоминает она. — Путин впечатлял. Он заметно нервничал оттого, что я смотрела ему прямо в глаза, и переминался с ноги на ногу. Мне понравилась его манера казаться немного зловещим — как Дарт Вейдер (отрицательный персонаж блокбастера «Звездные войны», выступающий на стороне зла. — Прим. ред.)».
КСТАТИ Владельцы первой сотни крупнейших мегаяхт мира, в которую входит и президентская «Олимпия»: 15 мегаяхт — король Саудовской Аравии, а также принцы, шейхи, миллиардеры, близкие к королевской семье. 9 мегаяхт — султаны, шейхи, эмиры, миллиардеры арабских государств. 4 мегаяхты — российский миллиардер Роман Абрамович. 3 мегаяхты — совладелец «Майкрософт» Пол Аллен. 2 мегаяхты — глава компьютерного гиганта Oracle Ларри Эллисон. 34 мегаяхты — европейские, американские, австралийские, азиатские миллиардеры. Яхта мультимиллионера Стива Форбса в первую сотню крупнейших мегаяхт мира не попала. Она — на 190-м месте, так как ее параметры сравнимы разве что с «Кавказом». Нет там и яхты президента Буша — во время морских прогулок он был замечен только на мегаяхтах, принадлежащих семье греческого миллиардера Яниса Лациса. Тони Блэр пользуется яхтой значительно меньших размеров, принадлежащей британскому музыканту и актеру Клиффу Ричарду. Из лидеров стран «Большой восьмерки» только Сильвио Берлускони замечен в качестве обладателя четырех моторных яхт. Однако он их открыто задекларировал и даже показал журналистам. Ведь до того, как стать премьером Италии, все знали его как богатейшего в стране медиамагната. Испанский король Хуан Карлос из-за экономических трудностей в стране продал свою яхту, а одно только намерение туристических компаний Балеарских островов подарить ему новую (стоимостью почти 20 миллионов долларов) вызвало в Испании крупный «политический скандал».
После выхода публикаций о прогулочном водном транспорте Владимира Путина нам пришло множество откликов и одно свидетельство очевидца
В прошлых номерах «Новой» (№ 38 и № 39) мы начали летний сериал о жизни чиновников. Первые публикации были посвящены «малому флоту» российского Верховного главнокомандующего — президента В. В. Путина. Напомним, что речь шла о мегаяхте королевского класса «Олимпия», приобретенной людьми Романа Абрамовича за 50 млн долларов и плавающей под флагом Каймановых островов. Кроме этого, мы совершили виртуальную экскурсию по другим плавсредствам президента и рассказали о построенной в Голландии к 300-летию Петербурга яхте «Паллада» (стоимостью от 4 до 6,7 млн долларов), катере «Буревестник» и реставрированном «Кавказе». Удалось подсчитать, что общая стоимость прогулочного президентского флота (с его содержанием) за 5 лет составляет 78—84 миллиона долларов, в то время как, согласно федеральному законодательству о бюджете, главе государства за этот период полагается всех представительских расходов на сумму не более 2 352 795 долларов США. Мы упоминали и о том, что накануне приобретения «Олимпии», реконструкции «Кавказа» и строительства «Паллады» Управделами президента и ФСО объявили в 2001 году конкурс на проект по замене теплохода «Россия» (судна, доставшегося Путину в наследство от прежней власти), что стоило 1,2 млн долларов. После выхода этих материалов прояснилась история и с этим плавсредством. Оказалось, что оно не заменено, а реконструировано, о чем сообщила пресса: модернизация президентского теплохода «Россия» завершена на петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь». По данным СМИ, судно было передано Управлению делами президента в обстановке полнейшей секретности, а сам завод при этом не забыли посетить Илья Клебанов, полпред Путина в Северо-Западном федеральном округе, и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Стоимость, разумеется, публично никто не оглашал. К сожалению, «Новой газете» не удалось заметить ни одного комментария официальных лиц на историю с президентскими яхтами. Однако наши читатели на форуме «Открыто.Ру» комментировали ситуацию активно. Мало того, появилось даже еще одно дополнительное свидетельство. СВИДЕТЕЛЬ Обсуждали яхты президента не только в интернете, было и много звонков: почти все высказывали свои мнения. Но один из позвонивших поделился с редакцией личным опытом Борис БЕРЕЗОВСКИЙ, предприниматель:
— Мне было интересно прочитать статью «Новой газеты» о яхтах президента, потому что я много раз слышал, что у Путина есть яхта, которую ему подарил Абрамович. Я знаком с рядом людей, которые в этом бизнесе, и просто знаю персонально многих, кто упоминается в статье. Еще в 1999 году, приблизительно в октябре, во время кампании по подготовке парламентских выборов, Абрамович пришел ко мне и сделал странное, на мой взгляд, предложение. Знаешь, говорит, там от Путина поступила такая просьба — купить для него яхту. И даже назвал сумму. Он мне сказал, что это будет стоить приблизительно 50 миллионов. Как компания «Сибнефть» принадлежала нам 50 на 50, так и с яхтой он предложил мне поучаствовать в 50 процентах. 25 миллионов, грубо говоря. Это был единственный разговор на эту тему с Абрамовичем. Он просто в точности соответствует тому, что потом происходило, и тому, что описано в статье. Я не знаю, «Олимпия» это была или какая-то другая лодка, — название не упоминалось. Он только сказал, что «вот есть лодка, которую, я считаю, нужно подарить Путину, но вот стоит она 50 миллионов. Потому что Володя типа намекнул, что он хочет такую лодку иметь». Это была специальная тема встречи. Я это хорошо помню, в помещении «Сибнефти» это происходило. Мотивация очень простая. Он считал, что таким образом он сможет проще построить отношения с Путиным. А возможно, и иметь на него влияние через такую сделку. Вообще он все отношения пытался строить на том, чтобы зацепить кого-нибудь на чем-нибудь. Такой был стиль, и он, я думаю, его распространил и на власть. И я тогда решил, что Рома, видимо, неправильно понимает по крайней мере мои взаимоотношения с властью, с Борисом Николаевичем и так далее. При этом, конечно, я ни в коем случае не пинал ногами его за это. Я просто сказал, что в этом участвовать не буду. Я абсолютно от этого отказался. Просто Роман в то время еще только пришел в политику, и он не понимал, как все устроено. Например, большинство людей считали, что у меня есть какие-то финансовые отношения с Ельциным. Но никто никогда никакой коррупции не вменял лично Ельцину. Путин, видимо, устроен по-другому. Раз Роман пришел вместе с этим предложением, то, безусловно, была между ним и Путиным договоренность на эту тему. Потом, я думаю, он пришел к Путину и сказал: ты знаешь, Березовский отказался. Он постоянно занимался такой разводкой. То есть он это использовал, я думаю, как раз для того, чтобы разрушить мои отношения с Путиным. Что в конечном счете и произошло. Конечно, все выглядит дико, поскольку в офшоре находится яхта, на которой ходит президент страны. С моей точки зрения, здесь все-таки преследуется цель замести следы, не связывая ее напрямую с Путиным, иначе тогда в любом случае придется поднимать вопрос об источниках финансирования. Могу сказать однозначно. Реакция будет нулевая — для власти это самая выгодная реакция, поскольку власть — она же неподотчетна сегодня обществу, парламенту. Зачем ей реагировать? Для того чтобы создавать еще один информационный повод? Эта власть заткнется и будет молчать ровно до тех пор, пока не возникнет серьезного международного дэмиджа (от англ. damage — вред, ущерб, дискредитация, имиджевые потери. — Прим. ред.). От редакции: По словам известного западного эксперта по мегаяхтам Дианы Бирн, «строительство яхты, подобной «Олимпии», в среднем занимает 2—3 года». По данным британского судового регистра Lloyd's, «Олимпия» сошла со стапелей судоверфи в голландском городе Папендрехт 25 апреля 2002 года. До этого времени она не имела собственного названия и в документах обозначалась только по номеру корпуса.
Яхты для президента (Часть I)
|