Вчера, несмотря на сугубо предварительный и поэтому не полностью подтвержденный характер информации по трагедии над Черным морем, главным стало предположение, что сибирский Ту-154 рухнул вовсе не из-за теракта. Сработавший в первый час "синдром 11 сентября" отступил перед информацией, полученной из США, скорее всего, с американских спутников-шпионов.
Однако все версии рассматриваются специалистами параллельно, поэтому начнем не с эмоций, а с объективных факторов.
Версия № 1
Как утверждают американские телекомпании Эй-би-си и Си-би-эс со ссылкой на источники в администрации Белого дома, российский самолет Ту-154M был сбит украинской ракетой класса "земля-воздух". Она предположительно могла быть запущена из района Керчи с полигона Опук, где в тот момент проходили учения украинской ПВО. Их целью была отработка противодействия "самолетам противника". Ракета была отстреляна с установки С-300 (по американской информации, таких комплексов на учениях было два). Хотя не исключено, что пуск мог быть осуществлен и террористами. Обычно американцы неизменно фиксируют со спутников все учения, а сейчас они к тому же следят за любыми перемещениями воинских частей и техники, так что вполне возможно, что космический "шпион" зафиксировал факт пуска.
Эта версия вчера категорически опровергалась украинской стороной.
Версия № 2
Техническая неисправность самолета, возникновение нештатной ситуации на борту - от взрыва кислородного баллона до какого-то ЧП в кабине пилотов. Упавшему в море самолету было 10 лет.
Версия № 3
Сразу оговоримся: зная жесткость мер проверки в аэропортах Израиля, практически невероятным кажется факт проникновения на борт террористов со взрывным устройством - уж особенно пристрастно на посадке досматривают лиц "арабского происхождения".
Но если это все-таки очередная акция камикадзе, то можно предположить, что речь идет о продолжении цепочки терактов, которые были совершены в США. Усама бен Ладен, подозреваемый в их организации, начал с того, что уничтожил военного руководителя антиталибского Северного альянса Ахмад Шаха Масуда. Поскольку Россия несколько лет оказывала ему и его сподвижникам как моральную, так и материальную помощь, этот фактор мог сыграть свою роль в выборе "национальной" принадлежности самолета. Кроме того, известно, что люди бен Ладена тесно связаны с чеченскими боевиками - это вторая причина, по которой мишенью мог стать российский самолет: чтобы "наказать" Москву за ее решительное противодействие национальному экстремизму.
Версия № 4
Самолет могли взорвать чеченские экстремисты, вдохновленные трагедией 11 сентября, но не получившие на это прямых указаний бен Ладена.
Версия № 5
Теракт мог быть осуществлен палестинскими экстремистами, не согласными с намерением Ясира Арафата добиваться урегулирования ситуации на Ближнем Востоке. В пользу этого говорит тот факт, что выбран именно рейс из Тель-Авива. На его борту находился 51 гражданин Израиля (хотя наверняка некоторые, если не многие из пассажиров, имели двойное гражданство - еще и российское). Если исполнителями были палестинцы, то факт взрыва именно рейса, отправляющегося из Израиля, является символичным. Но вполне вероятно, что эти палестинцы могли направляться все тем же Усамой бен Ладеном: сейчас именно ему (или тому, кто на самом деле стоит за террористом № 1) очень важно насмерть столкнуть две конфликтующие стороны, а заодно подтолкнуть американцев и их союзников под горячую руку все-таки нанести удары по "гнездам террористов" в палестинской автономии, Сирии, на юге Ливана и т. д., чтобы против США ополчился весь арабский мир.
Президент России Владимир Путин:
По данным, которые нам предоставили украинские партнеры, оружие, использованное во время учений, по своим тактико-техническим данным не могло достать коридора воздушных судов, где находился наш Ту-154. Я бы вас, журналистов, просил ничего не нагнетать
Кстати
В апреле 2000 г. Минобороны Украины уже развенчивало "подлый слух", в результате которого погибли 3 человека, 5 получили тяжкие увечья и около сотни человек оказались без крова над головой.
Напомню, тогда средь бела дня в пригороде Киева Броварах на крышу 9-этажного жилого дома с неба упал "неопознанный летающий объект". Ударная волна вышибла окна, разрушила перекрытия в подъездах.
Спустя несколько дней спасатели, разбирая завалы, обнаружили улики - металлическую болванку и даже часть ракетной обшивки с бортовым номером. Дальнейшее расследование подтвердило: в тот день на полигоне "Гончаровский" в Черниговской области (90 км от места ЧП) проходили учебные пуски ракет типа "земля-земля". С ракетой "Точка-А" в полете произошло нечто невероятное - она самопроизвольно отклонилась от цели. Скорее всего, виной был конструктивный дефект.
Лишь спустя 3 дня министр обороны Украины Александр Кузьмук был вынужден признать, что гибель людей - на совести ракеты, но заявил, что не видит причин для своего ухода в отставку.
Мнение российского генерала...
Владимир Слипченко, генерал-майор, академик, бывший старший преподаватель кафедры оперативного искусства ПВО Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации:
Украинцы тут ни при чем.
- Я не допускаю и мысли, что командование украинской ПВО при планировании стрельб допустило пересечение трассы гражданского самолета и зоны действий своих зенитных ракетных комплексов. Этот момент всегда сто раз проверяется. Это, если хотите, святейшая заповедь любого командира и штаба при планировании стрельб.
Кроме того, версия о расстреле гражданского самолета украинским зенитно-ракетным комплексом выглядит несостоятельной по той причине, что ни одни подобные учения не проводятся с реальным боевым зарядом и головкой самонаведения. Обычно стреляют просто болванкой для проверки двигателя ракеты и состояния системы наведения. Это железо падает в море или на землю в безопасном районе.
...И российского адмирала
Эдуард Балтин, адмирал, Герой Советского Союза, бывший командующий Черноморским флотом:
Нужен химический анализ белого и красного шлейфов!
- Уже есть доказательства, что на месте катастрофы спасатели МЧС, помимо белого шлейфа, видели и красный шлейф. Для того чтобы установить истину, из-за чего именно погиб самолет, необходимо немедленно взять на пробу горючее из белого и красного шлейфов. Для этого не надо много труда, достаточно оперативно сделать химический анализ, и по составу горючего, обнаруженного в воде, можно будет понять - это горючее вылилось из разбившегося самолета или из зенитной ракеты. Такой подход поможет быстро установить истину.
В каждой трагедии есть своя мистика. На табло прилета в новосибирском аэропорту высвечено название уже погибшего самолета авиакомпании "Сибирь".
Читайте последние новости о причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи, произошедшей 25 декабря, на FLB:
Авиакатастрофа Ту 154: порог неизвестности и выплат
|