Счетная палата (СП) завершила проверку авиакомпаний "Внуковские авиалинии" (ВАЛ) и "Тюменские авиалинии". Аудиторы пришли к выводу, что первую из них нужно деприватизировать, а вторую - немедленно продать либо обанкротить. Это запоздалые советы: "Внучка" уже фактически прекратила существование, слившись с авиакомпанией "Сибирь", а госпакет "Тюменских авиалиний" и так планируется продать до конца нынешнего года. Аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов напомнил "Ведомостям", что его ведомство проверяет "Внучку" уже во второй раз. Первая проверка проводилась полтора года назад. Тогда аудиторы выяснили, что при приватизации авиакомпании в 1993 г. 41,4% акций за символическую сумму получил "Торговый дом "ВИЛ", который обязался инвестировать в компанию $150 млн. Но не сделав этого, "ВИЛ" продал акции "Росавиаконсорциуму". С тех пор показатели "Внучки" падали, а парк неуклонно сокращался. По итогам той проверки СП рекомендовала пересмотреть итоги приватизации "Внучки", так как инвестиционные условия не были выполнены. С подачи аудиторов РФФИ в прошлом году судился с "Росавиаконсорциумом", но проиграл дело. Очередная проверка СП показала, что на балансе у ВАЛ самолетов нет, а акции "Росавиаконсорциум" продал акционерам авиакомпании "Сибирь". И то и другое уже несколько месяцев общеизвестно. По словам Игнатова, вина за упадок ВАЛ лежит на Минимуществе. "Это либо преступная халатность со стороны представителей государства во "Внучке", либо сговор", - заявляет аудитор. Поэтому Счетная палата направила представление в Генпрокуратуру, рекомендуя ей возбудить уголовное дело либо против менеджеров, по халатности продешевивших на стадии приватизации, либо против них же вкупе с госпредставителями, если имел место преступный сговор. Впрочем, и сам представитель СП не слишком верит в судебную перспективу этого дела. По словам руководителя профильного департамента Минимущества Александра Бородина, государство сделало все, что могло. "Оспорить результаты приватизации можно только в суде, - говорит он. - РФФИ пытался это сделать, но суд принял сторону "Росавиаконсорциума". А сейчас ВАЛ находится в стадии объединения с "Сибирью". Фактически это слияние уже произошло: его одобрили акционеры обеих компаний, а "Сибирь" с согласия Минимущества и Госслужбы гражданской авиации получила в управление самолеты и маршруты ВАЛ. Аналитик компании "АТОН" Елена Сахнова также сомневается в том, что Счетная палата способна остановить слияние. "Процесс зашел слишком далеко, - говорит она, - вряд ли суд пойдет на аннулирование сделки с "Сибирью". Выводы СП относительно "Тюменских авиалиний" также не слишком свежи. Компания - фактически банкрот: в ходе приватизации ей было передано 56 самолетов разных типов, сейчас их осталось 38, из них летают только 19; чистый убыток компании в 2000 г. составил $50 000. По мнению Игнатова, госпакет компании (75% ) необходимо срочно продать. В противном случае компанию придется обанкротить. Впрочем, Бородин напоминает, что госпакет "Тюменских авиалиний" и так планируется продать до конца текущего года. А в банкротстве "Тюменских авиалиний" и вовсе нет смысла. "Мы оцениваем всю компанию в $1,5 млн; у нее есть потенциальный покупатель - "Тюменьавиатранс". Если затеять процедуру банкротства, ее купит тот же "Тюменьавиатранс", но гораздо дешевле", - отмечает Сахнова из "АТОНа".
|