Трагические события в Беслане, серия жестоких терактов в конце августа заставили российские власти по-новому взглянуть на внутреннюю политику государства. В сложившейся ситуации на все органы государственной власти и спецслужбы легла особая ответственность. От того, каким будет ответ на брошенный России вызов, зависит будущее нашей страны. О первоочередных шагах парламентариев в области противодействия терроризму и дальнейших планах работы законодателей в этом направлении главный редактор "Парламентской газеты" беседует с Председателем Государственной Думы Борисом Грызловым. - Борис Вячеславович, осенняя сессия в Госдуме из-за трагических событий в Беслане началась неординарно, в её планы внесены достаточно серьёзные коррективы. Как уже сообщалось, депутаты намерены в первоочередном порядке принять ряд законов, направленных на борьбу с терроризмом. Какие именно законы, по мнению народных избранников, будут способствовать обеспечению безопасности граждан России? - Последние теракты в России и особенно трагедия в Беслане должны стать своеобразным рубежом для тех, кто хоть как-то пытался оправдать действия террористов и так называемых смертников, представляя эти теракты как борьбу за справедливость и независимость. Мы сделали единственно правильный вывод - это война, объявленная России международным терроризмом, целенаправленно финансируемая и организованная. Никак иначе нельзя назвать гибель мирных людей, в том числе самых беззащитных - детей. 3 сентября было созвано экстренное заседание Совета Государственной Думы, на котором мы приняли решение о создании рабочей группы для подготовки законодательных инициатив по противодействию терроризму на ранней стадии и совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом. Шестого сентября она была полностью сформирована и на её первом заседании было рассмотрено 29 законодательных инициатив по внесению поправок в Административный, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Закон "Об обороне" и ряд других, направленных на защиту безопасности страны. Активно обсуждался вопрос разработки нового закона "О противодействии терроризму". На втором заседании рабочей группы, состоявшемся 16 сентября, были подготовлены и утверждены 44 законодательные инициативы и предложения. Подчеркну, что все принимаемые нами решения и предложения отвечают необходимым мерам по безопасности, ужесточению дисциплины и ответственности в нынешних условиях и при этом неукоснительно соблюдают конституционные права и свободы граждан. По итогам заседания группы было решено внести в Уголовный кодекс поправки, предусматривающие конфискацию имущества за совершение особо тяжких преступлений - терроризм, захват заложников, незаконный оборот наркотиков, оружия. Кроме того, депутаты поставили вопрос об ужесточении наказания за особо тяжкие преступления вплоть до смертной казни за совершение теракта. Начало самой сессии можно назвать необычным. Ведь депутатам приходится формировать повестку пленарных заседаний из законопроектов по борьбе с терроризмом, которых ещё нет, но как раз они и являются на сегодняшний день приоритетными. Уже на первом пленарном заседании, прошедшем 22 сентября, депутаты утвердили состав парламентских комиссий по расследованию трагедии в Беслане. Приняли постановление о первоочередных задачах по обеспечению безопасности граждан России и национальной безопасности в условиях активизации международного терроризма на территории всей страны. Законопроект "О противодействии терроризму" ещё не внесён. Сейчас над ним идёт активная работа. По предложению рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом, первоочередному рассмотрению подлежат 11 законопроектов. - Но ведь только совершенствуя и ужесточая законы, невозможно победить терроризм. Необходимы и другие общегражданские меры, не так ли? - Оказать сопротивление и устоять перед вызовом, брошенным России международным терроризмом, можно только плечом к плечу. Об этом говорил в Обращении к народу наш Президент. Я уверен, что России сегодня необходима мобилизация сил на всех направлениях: как в борьбе с профессиональными убийцами - по линии силовых структур, так и законодательном сопротивлении терроризму. Только всем обществом, организовав гражданское сопротивление, мы сможем победить это зло. В октябре в Государственной Думе пройдёт несколько "круглых столов", посвященных борьбе с терроризмом. К участию в этих мероприятиях будут подключены силы широкой российской общественности. Мы обсудим все возможные причины возникновения терроризма и меры по борьбе с ним. В частности, очень важной остаётся проблема социально-экономического развития Северного Кавказа. Недавно парламентарии провели заседание "круглого стола" на эту тему, где отмечались факты высокой безработицы, достигающей в ряде регионов 50 процентов. Это косвенно влияет на то, что граждане, проживающие на Кавказе, за небольшие деньги вовлекаются террористами в свои ряды и идут на серьёзные правонарушения. Консолидированный подход к борьбе с терроризмом предполагает также создание финансовых условий для обеспечения безопасности граждан страны. - Для расследования причин трагедии в Беслане в Госдуме было принято решение создать совместно с Советом Федерации парламентскую комиссию. На какие вопросы должна ответить эта комиссия? - Вопросов у депутатов много: где готовились террористы, какая у них пособническая база, где и как приобреталось оружие и многие другие. Пока далеко не на все вопросы есть точные ответы, которые имеют право знать не только депутаты, но и общество. Подобные знания помогут более тщательно и детально прописать нормы нового закона "О противодействии терроризму". Также, учитывая ситуацию на Северном Кавказе в целом, депутаты решили создать специальную комиссию, которая будет отслеживать ситуацию в этом регионе. В Ростове-на-Дону уже прошло выездное заседание комиссии. В нём принял участие полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. По итогам заседания был выработан план совместной работы представителей исполнительной и законодательной власти для решения социально-экономических, политических проблем региона, в целях нормализации ситуации на Северном Кавказе. Членам комиссии удалось наладить самые тесные контакты в Северной Осетии. Можно сказать, что комиссия опирается на доверие граждан. Свидетельство тому - более трёхсот устных и письменных обращений, уже поступивших в её адрес. Продолжает работать "горячая" телефонная линия, идёт обработка вопросов, поставленных в обращениях граждан. Спектр обращений гораздо шире, он касается не только обстоятельств конкретной трагедии. Люди высказывают своё мнение о причинах трагедии, предлагают способы их устранения. Комиссия собирается каждый четверг - по очереди: в Совете Федерации и Государственной Думе. Кроме заседаний в Москве планируется проводить выездные - в Северной Осетии. Первая пресс-конференция, на которой будет сообщено о предварительных результатах работы комиссии, состоится в конце октября, после очередной поездки в Беслан. - Работа над законами о противодействии терроризму не может вестись без тесных контактов со спецслужбами, Министерством финансов, Министерством иностранных дел, другими заинтересованными ведомствами - Взаимодействие с силовиками в последний месяц осуществляется в режиме постоянных консультаций. В октябре в ходе "правительственного часа" министр внутренних дел Рашид Нургалиев, директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев и генеральный прокурор России Владимир Устинов выступят перед депутатами с информацией об обеспечении безопасности в Российской Федерации. 27 октября на "правительственный час" приглашён министр иностранных дел России Сергей Лавров, который доложит о российской внешней политике в контексте урегулирования кризисных ситуаций на постсоветском пространстве, а также в других "горячих точках". Ключевым вопросом также является принятие федерального бюджета на 2005 год. В нём заложено значительное увеличение финансирования задач, стоящих перед силовыми ведомствами, и в первую очередь выделяются дополнительные средства на борьбу с терроризмом. Другой принципиальной особенностью бюджета 2005 года является то, что он формируется в условиях административной реформы, создания новой системы социального обеспечения. Кроме того, в следующем году будут продолжены налоговая, пенсионная, судебная и военная реформы. Первое чтение законопроект уже прошёл. Сегодня парламентарии готовят поправки ко второму. Задач, стоящих перед Государственной Думой в осеннюю сессию, много как никогда. Но сама обстановка в стране требует от нас мобилизации всех ресурсов и работы с полной отдачей. Депутаты приложат максимум сил для создания крепкого законодательного фундамента, обеспечивающего безопасность граждан России.
|