-Это серьезный бизнес, в который вовлечены десятки, а может, и сотни людей, - рассказывает председатель Веневского райкомзема Ирина Строченова. - Они специально покупают "КрАЗы", "КамАЗы", экскаваторы. Имеют оперативную связь, охрану - все как положено. По данным райкомзема, в районе насчитывается не меньше десятка несанкционированных "карьеров" по добыче земли. Как правило, ее берут в лощинах, оврагах, балках, в пойме ручьев и речушек. В таких местах толщина гумусного слоя, намытого природой, достигает четырех метров. Мы едем из Венева на Городенец. Накануне, рассказывает Ирина Анатольевна, звонили в райкомзем и возмущались: посмотрите, дескать, что у нас тут творится! На просьбу представиться звонивший ответил категорическим отказом. - Боятся расправы. Это же серьезный бизнес, за которым стоят большие деньги, - говорит Строченова. У села Теребуш мы поворачиваем на Городенец. До цели остается полтора километра. Сразу за поворотом припаркованы две легковушки. Пассажиры провожают нас внимательным взглядом, от которого становится немного не по себе. - Вряд ли мы кого-то застанем врасплох, - предсказывает Строченова. Через несколько минут перед нами открывается несанкционированный карьер: с десяток гектаров, беспорядочно изрытых экскаваторами, и чуть поодаль - пустующий строительный вагончик. - Это сторожка, - объясняет Строченова. - Чтобы чужие не грузились. Сторож, конечно, уже спрятался, ребята с поворота ему позвонили. Мы едем по свежему следу больших шин, который тянется в сторону лесочка, и через пятьсот метров натыкаемся на "КрАЗ". Кабина пуста. Судя по всему, водителю тоже позвонили с поворота. - Копают самым варварским способом, - жалуется председатель райкомзема. - Снимают сливки, оставляя за собой марсианский пейзаж. Хоть бы разровняли потом! Таких площадок, по словам Строченовой, в районе не меньше десятка. Четыре года назад районная администрация обязала сотрудников ГАИ останавливать машины с землей. Но толку от этого мало. - Останавливают, составляют протоколы. Мы их штрафуем. А завтра они снова грузятся и едут в Москву. Что для них полторы тысячи штрафа, если хозяин коттеджа заплатит в десять раз больше. Расхитители, по словам Строченовой, это давно поняли и действуют практически открыто. Раньше грузились по ночам, теперь работают круглосуточно и везут колоннами - по 20 и больше машин. В Долгопрудном есть рынок земли. А кроме того, многие продают чернозем по объявлениям в газетах и интернете. Вот типичное объяснение, данное жителем района Евгением Найденовым, когда его остановили сотрудники ГАИ: "Загрузился я недалеко от деревни Матвеевка. Вез примерно 9 кубометров. За погрузку заплатил 1000 рублей. Погрузчик принадлежит Александру Фролову. О том, что перемещать плодородный слой почвы нельзя, я не знал". Получив объяснения, нарушителям выписывают штраф, который они тут же оплачивают, и едут восвояси. При этом, как правило, требуют квитанцию, чтобы предъявить работодателю. Один рейс в Подмосковье, рассказал "Известиям" на условиях анонимности один из жителей Венева, приносит ему от 8 до 10 тысяч рублей: "Когда начался спрос на землю, я уволился из автоколонны, купил старый "КамАЗ" и стал работать на себя. Машина земли стоит от 10 до 15 тысяч. За погрузку плачу от 500 - 600 рублей до тысячи. Примерно столько же уходит на гаишников. Остальное мое". В прошлом году по инициативе райадминистрации милиция возбудила против землекрадов два уголовных дела. Оба были закрыты за отсутствием состава преступления. - О расхищении земли в Уголовном кодексе нет ни слова, - объяснил "Известиям" прокурор Веневского района Александр Стеганцов. - А с точки зрения Гражданского кодекса такие действия квалифицируются как "незаконное снятие и перемещение плодородного слоя почвы" и наказываются административным штрафом. Так что поводов для нашего вмешательства нет. Правовой пробел решили восполнить тульские власти. Областная администрация намерена обратиться в Госдуму с просьбой ввести уголовную ответственность за хищение грунта. "Есть статья о конфискации орудия совершения административного правонарушения" У правоохранительных органов есть реальная возможность пресечь нелегальный бизнес, считает адвокат Абдулла Юнусов. Во-первых, если это частные лица и они без лицензии или регистрации занимаются деятельностью, направленной на извлечение прибыли, то к ним применима ст. 171 УК "Незаконная предпринимательская деятельность". Такое преступление, совершенное организованной группой, предусматривает до 5 лет лишения свободы. Но есть гораздо более действенный с моей точки зрения механизм. Ст. 3.7 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает конфискацию орудия совершения правонарушения. Это значит, что вся техника - бульдозеры, экскаваторы, автотранспорт - может быть конфискована в доход государства "Это напоминает действия фашистов" В основном плодородная земля в Подмосковье поступает из Тульской, Рязанской, Орловской и Воронежской областей. Масштабов завоза никто точно не знает. Кроме частников, самостоятельно сбывающих товар, доставкой чернозема, компоста и торфа занимаются десятки легальных и полулегальных фирм. - Лучше всего воронежский чернозем, - делится секретами опытная огородница Мария Петровна из деревни Тарусово.- Но он тысяч на пять дороже. Зато растет все, как на дрожжах. А картошка какая рассыпчатая получается! Дороговато, конечно. Но что делать, если у вас на участке - глина да песок. А одной привозной машины года на два-три хватает. По словам завкафедрой химии почв факультета почвоведения МГУ Сергея Трофимова, земельное воровство может привести к экологической катастрофе. - Слой гумуса восстанавливается тысячелетиями, а испортить его можно за один проход экскаватора, - возмущается он.- Чернозем, кроме всего прочего, выполняет еще и барьерные функции. Это прекрасный абсорбент для пестицидов, тяжелых металлов. Одна из причин последних экстремальных паводков - изменение состава почвы. Земля просто-напросто перестала впитывать воду. Когда сейчас втихаря соскребают бульдозером землю для продажи, это напоминает действия фашистской армии. Во время Отечественной войны из Воронежа в Германию эшелонами отправляли чернозем. Одна лишь разница - теперь везут не в Берлин, а в Москву.
|