По июльскому указу, директору ФСБ было разрешено иметь одного первого заместителя, начальника Погранслужбы в ранге первого зама и двух заместителей. Кроме того, в ФСБ были упразднены департаменты, а вместо них образованы службы.
По нашим данным, основные организационные и штатные изменения в ФСБ уже произошли, как и практически все главные кадровые назначения. Вот что известно на сегодняшний день.
На своих постах
Многие подразделения отделались лишь косметическим ремонтом. Например, структура, отвечающая за кадровую политику ведомства, утратила лишь слово "департамент" в своем названии, превратившись в Службу организационно-кадровой работы. И даже начальник у нее остался прежним - Евгений Ловырев.
На своем посту остался главный военный контрразведчик Александр Безверхний, которого в июне этого года президент лично поздравил со званием генерал-полковника. Сохранил свое кресло и Александр Бортников, который унаследовал летом этого года от Юрия Заостровцева пост руководителя ДЭБ (департамента экономической безопасности), ныне - Служба экономической безопасности ФСБ. Остаются заместителями директора Владимир Анисимов и Вячеслав Ушаков, назначенный статс-секретарем осенью 2003 года, а первым замом - Сергей Смирнов, которого многие прочат на место Патрушева в случае ухода последнего на должность вице-премьера. А Виктор Комогоров продолжает руководить мозговым центром ФСБ - Службой анализа, прогноза и стратегического планирования.
Контрразведывательная и Пограничная службы также сохранили свое прежнее начальство: на своих местах остались Олег Сыромолотов и Виктор Проничев. При этом продолжается реформирование региональной структуры пограничников: ПС ФСБ переходит от линейного принципа охраны границы к регионально-объектовому. На практике это означает, что вместо нынешних десяти региональных пограничных управлений в России их будет семь (по количеству федеральных округов) - в каждом из которых появится по два, а то и по три областных управления. Уже созданы, например, Челябинское управление ПС ФСБ, управления по Приморскому краю, Сахалинской области и т.д.
Борьба с террором
Основные реформы пришлись на долю антитеррористического подразделения ФСБ - Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом.
Прежде всего в переименованную в службу структуру пришел новый начальник. Им стал Александр Брагин. Весь его опыт борьбы с терроризмом ограничивается сроком пребывания Брагина в Москве. Он перешел в центральный аппарат ФСБ в июне 2003 года - на должность заместителя начальника Департамента по борьбе с терроризмом, а до этого возглавлял Управление ФСБ по Челябинской области. В этой должности отличался лояльностью президенту. В интервью газете "Южноуральская панорама" 25 мая 2000 года Брагин, например, заявил: "Я сам голосовал за него. Мне приходилось участвовать в ряде рабочих совещаний, которые он проводил, будучи директором ФСБ России. Его, Владимира Владимировича Путина, всегда отличал очень объективный, прагматичный и в то же время человечный подход к решаемым вопросам".
Сам Брагин родом из Саранска и до Челябинской области многие годы служил в Мордовии, регионе, далеком от Юга России.
Кроме того, в Службе по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом появилось новое подразделение: Управление по борьбе с международным терроризмом. Похоже, это нововведение - ответ на настойчивые поиски внешнего врага, так как никому до этого создавать во "внутренней" спецслужбе подразделение по борьбе с мировым террором в голову не приходило. Видимо, именно это управление и будет отвечать за "уничтожение боевиков за рубежом", о чем говорил Владимир Путин после Беслана.
Это управление в ранге заместителя начальника службы возглавил генерал-майор Юрий Сапунов, переброшенный в Москву с должности начальника УФСБ Астраханской области. Астраханскому управлению хронически не везет на начальство: за шесть лет здесь сменились шесть руководителей. Сам Сапунов провел там только год - с июня 2003-го. До Сапунова управлением руководил (и тоже очень недолго) Валерий Андреев, который возглавлял УФСБ Северной Осетии во время бесланских событий.
Юрий Сапунов - как и его непосредственный начальник Александр Брагин - родом из Мордовии, уроженец села Усыскино Инсарского района. Правда, в отличие от земляка у Сапунова богатый опыт службы на Северном Кавказе. До прихода в Астраханское УФСБ он был первым заместителем начальника знаменитого Оперативно-координационного управления ФСБ по Северному Кавказу (ОКУ). Это управление прославилось на Кавказе жесткими силовыми акциями. В составе ОКУ действует служба специального назначения, которую местные жители прозвали "эскадронами смерти" (см. "Тяжелый фэйс" и другие", "МН" N 35, 2004 г.).
Тактика действий ФСБ на Северном Кавказе, похоже, не претерпит никаких серьезных изменений. Региональным оперативным штабом по проведению контртеррористической операции (РОШ) по-прежнему руководит выходец из ФСБ, хотя формально РОШ входит в структуру МВД. Правда, с 16 сентября это не контр-адмирал Юрий Мальцев, которого специально для этой цели год назад перевели в МВД на должность замминистра из Оперативного управления ФСБ по координации проведения контртеррористических операций, а Аркадий Еделев.
Еделев до РОШ руководил тем самым Оперативно-координационным управлением ФСБ по Северному Кавказу, где служил Юрий Сапунов. Несмотря на схожесть названий двух управлений ФСБ, откуда родом Мальцев и Еделев, это две разные структуры. Однако то, что их названия звучат столь похоже, отражает общие проблемы ФСБ на Кавказе как с оперативной работой, так и с ее координацией.
Техника и контроль
Руководивший до Брагина антитеррористическим ведомством Александр Жданьков остался на службе. Более того, он получил очень важный в новой структуре пост руководителя Контрольной службы ФСБ. Так теперь называется бывшее Инспекторское управление ФСБ - фактически внутренняя контрразведка спецслужбы. Это управление уже стало трамплином для одного федерального министра: именно его возглавлял до перевода в МВД Рашид Нургалиев.
Жданьков очень вовремя перешел в другое подразделение - до Беслана. Поэтому он и не приехал в оперативный штаб по освобождению заложников и формально не имеет отношения к этой трагедии.
Следственное управление, вероятнее всего, возглавит нынешний и.о. его начальника - Юрий Ансимов. Назначением Ансимова закончилась странная и крайне неприятная для спецслужбы история с руководством этого управления. Дело в том, что после профессионала Сергея Балашова (он курировал дело Эдмонда Поупа) СУ ненадолго возглавил Виктор Мильченко, который, к ужасу кадровиков ФСБ, оказался обладателем украинского паспорта. Как Мильченко сумел попасть на эту ключевую должность, не имея российского гражданства, до сих пор остается загадкой.
Еще одно "новообразование" - Научно-техническая служба ФСБ, которую возглавил Николай Климашин. Эта структура, кроме прочих, включает в себя такие подразделения, как УОТМ - Управление оперативно-технических мероприятий, в народе "прослушка".
Кроме того, еще после раздела ФАПСИ в ФСБ были созданы два крупных научно-технических центра: Центр безопасности связи (на базе Главного управления безопасности связи ФАПСИ - единственного главка, который достался ФСБ) и Центр информационной безопасности, который был создан на основе Управления компьютерной и информационной безопасности департамента контрразведки (УКИБ). Именно УКИБ отвечало в ФСБ за борьбу с хакерами.
* * *
Пока приходится признать, что изменения в Федеральной службе безопасности (кроме появления штатных борцов с Усамой бен Ладеном) носят, скорее, косметический характер. Ключевые фигуры в руководстве ФСБ остались на своих местах, как и общий принцип ее структурирования.
Впрочем, это вполне логично: пост главы спецслужбы с 1999 года занимает Николай Патрушев. И уже пять лет задача и ведомства, и его руководителя остается неизменной - служить главной опорой президента. Видимо, они справляются.
|