В тех городах, где раньше экологическая обстановка характеризовалась как «умеренная», сейчас наблюдается «очень высокий» уровень загрязнения. Не добавляет радости и то, что в этом году в список включено на десять городов больше, чем в прошлом. Специалисты считают, что главная причина стремительно ухудшающейся экологической обстановки – в чересчур резком росте автопарка в мегаполисах и использовании давно уже устаревшего транспорта. Впрочем, на его обновление денег нет и не предвидится, а попытки улучшить ситуацию, закрыв въезд частному транспорту в центр городов, пока успехом не увенчались. В экорейтинг городов России включены города с высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых интегральный индекс загрязнения атмосферы равен или превышает 14. Перечень населенных пунктов (всего было исследовано 260) составлен по результатам исследования Росгидромета: для каждого из них определялись вещества, негативно влияющие на экологию, с учетом их токсичности. Были использованы данные за пять лет, причем в ходе исследования выяснилось, что помимо городов, которые считались неблагополучными еще в советское время, в список наиболее загрязненных попали еще десять «новичков». Эксперты сетуют: те населенные пункты, где пять лет назад степень экологического загрязнения оценивалась как «умеренная», сегодня «задыхаются» от вредных выбросов и уже перешли в категорию городов с «очень высоким» загрязнением. Эксперты уверены: одна из основных причин удручающей экологической обстановки – в постоянно растущем числе автомобилей. Например, изрядной долей вредных веществ мы обязаны именно автотранспорту. Так, по оценке Сергея Чичерина, заместителя директора Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, до 80% выбросов в атмосферу на территории Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивают автомобили, причем этот показатель постоянно растет. «В среднем по России две трети подвижного состава израсходовали свой ресурс и работать не должны, – сказал RBC daily руководитель проекта «Направления городского хозяйства» фонда «Институт экономики города» Алексей Родионов. – Тем не менее эти машины по-прежнему находятся в эксплуатации и загрязняют атмосферу. Также во многих городах закупают транспорт в Европе: нередка ситуация, когда на местных маршрутах работают автобусы 15–20-летней давности, израсходовавшие свой ресурс еще за границей. Конечно, такие меры решают проблему транспорта, но ясно, и какова цена решения – воздействие на экологию». «Старожилы» рейтинга – города, в которых расположены крупные промышленные предприятия, особенно те из них, кто не сменил старое техническое оснащение на современное. Так, комментируя рейтинг, г-н Чичерин отметил, что наиболее распространенные загрязняющие вещества сейчас – диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота и летучие органические соединения. Еще 2% вредных веществ, поступающих в атмосферу, – сероводород, сероуглерод, серная кислота, бензопирен и свинец. Всего же из 19,4 млн тонн загрязняющих веществ от стационарных источников на долю промпроизводств приходится около 70%. «В тех городах, которые попали в рейтинг, действительно есть крупные производства в плохом состоянии, – прокомментировал RBC daily руководитель рабочей группы РСПП по экологии Николай Тонков. – Можно сказать, что в очередной раз подобная ситуация показывает необходимость разработки экологической политики в стране. Кроме того, нам необходим закон о плате за загрязнение окружающей среды, который вынудит предпринимателей инвестировать средства в охрану окружающей среды». Авторы экорейтинга придерживаются такой же точки зрения, считая, что в России необходимо принять кардинальные меры для изменения ситуации. Более того, они уверены, что зачастую списки неблагополучных в экологическом отношении городов намеренно «сглаживают», – она слишком критична. «Эксперты считают, что нам нужно использовать европейский опыт, – сказали RBC daily в «РБК. Рейтинг». – В частности, необходимо повысить экологичность машин и рационально организовать дорожное движение. Например, в ряде стран Европы невозможно попасть в центр города на личном автотранспорте – только на общественном». В России же неоднократные попытки, вернее, озвученные намерения закрыть от автотранспорта хотя бы центр Москвы в реальность пока не претворились. С неменьшим скептицизмом смотрят некоторые эксперты и на строительство транспортных развязок в городе. На и без того загруженных магистралях, например, предлагается снизить скорость движения до 40 км в час или же сделать его односторонним. «Выбор средств решения проблемы невелик, – считает Алексей Родионов. – У города возможности на одномоментное обновление транспортного парка нет. Для этого необходима федеральная программа – она существует, но значительных изменений я пока не вижу. А предложение ограничить въезд в центр мне представляется разумным». В «РБК. Рейтинг» также считают, что бездействие в такой ситуации может оказаться губительным: «Власти не слишком стремятся к радикальным изменениям. Поэтому можно предположить, что в дальнейшем ситуация будет развиваться по негативному сценарию. Мы не видим реальных усилий для изменения экологической обстановки, а меры, о которых говорят, неизвестно когда будут реализованы».
|