Москва транжирит"атомные деньги"
По мнению норвежских экологов, российские власти нерационально расходуют собственные и зарубежные средства, направленные на снижение атомной опасности. Кроме того, у Москвы отсутствует четкий и обоснованный план инвестирования «атомных» денег. Средства идут, в частности, на продление сроков эксплуатации старых АЭС, подлежащих закрытию, или на реализацию второстепенных проектов, с которыми вполне можно было бы обождать
|
|
|
Норвежская экологическая организация «Беллона», как сообщает новостной портал «Хегнар», лоббирует правительства стран Запада, в том числе Норвегии, требуя приостановить помощь Москве до получения гарантий того, что деньги будут израсходованы на первоочередные задачи по снижению риска атомной катастрофы. Евросоюз, Норвегия и страны большой семерки намерены выделить России более 11 миллиардов долларов в течение ближайших десяти лет на работы, связанные с атомной безопасностью. Часть этих денег уже поступила. Одним из примеров необоснованных расходов является, как считает «Белонна», предстоящая утилизация тяжелого атомного крейсера «Адмирал Ушаков», построенного в Санкт-Петербурге в 1980 году. Сейчас огромный корабль длиной 252 метра стоит у причала оборонной верфи «Звездочка» в Северодвинске. Федеральное агентство по атомной энергии выделило 40 миллионов долларов на разделку крейсера, в том числе на извлечение и безопасное хранение реакторного блока. По мнению экспертов «Беллоны», крейсер не представляет экологической угрозы, и его утилизация – поспешное и необоснованное решение. - «Адмирал Ушаков» - один из самых современных российских атомных кораблей, и нам трудно рассматривать его как приоритетную экологическую проблему Северного флота. Разделка крейсера в море с точки зрения защиты окружающей среды более опасна, чем если бы этот корабль просто оставили в покое. Его из-за больших размеров нельзя поставить в док, а соответствующей технологии безопасного извлечения реакторного блока на «Звездочке» нет, - считает физик-атомщик Нильс Бомер из «Беллоны». – Необходимо разработать программу приоритетных задач для всего региона, которая включала бы наиболее опасные объекты. В частности, необходимо обезопасить склады с радиоактивными веществами, расчистить атомные свалки на Кольском полуострове, заняться старыми атомными подводными лодками, по 20-30 лет ржавеющими у причалов. Наиболее современные подлодки и надводные корабли с атомными реакторами должны оказаться в конце списка. В прошлом году «Звездочку» посещал статсекретарь Ким Траавик из МИД Норвегии, отвечающий, в частности, за сотрудничество с Россией в области атомной безопасности. Директор верфи Николай Касатонов, как сообщает газета «Афтенпостен», обратился к Норвегии с просьбой оказать финансовую помощь в разделке крейсера. Вместе с тем он признал, что атомные реакторы корабля находятся в хорошем состоянии. Хотя правительство Норвегии до сих пор выделило России 845 миллионов крон (более 100 миллионов долларов) на работы по повышению атомной безопасности на Кольском полуострове, в случае с «Ушаковым» последовал отказ. Разделка крейсера будет вестись лишь на российские деньги. Тем не менее, руководитель «Беллоны» Фредерик Хауге обратился к МИДу своей страны с требованием вмешаться в этот проект и остановить его. Поскольку Норвегия финансирует целый ряд мероприятий по снижению риска атомной аварии на Кольском полуострове, Осло имеет право, по мнению «Беллоны», высказывать свое мнение и по чисто российским работам. - У России есть плавбаза «Лепсе» в Мурманске, наполненная отработанным ядерным топливом, старые реакторы и их части на подлодках, атомная свалка в Андреевской бухте, - называет Фредрик Хауге объекты, которые требуют первоочередного внимания и инвестиций. Норвегия и в будущем должна оказывать экономическую помощь России, но все средства должны направляться в специальный фонд, которым можно будет воспользоваться лишь в том случае, когда стороны договорятся о приоритетах в общей программе по атомной безопасности на Кольском полуострове.
|