На имя космонавта Юрия Романенко за один месяц было оформлено пять Тойот-Лэндкруизер", две "Тойоты-Лексус", две "Ауди", две "Субару", "Гранд-Чероки" и "Мерседес". А на ветерана, Героя Советского Союза Глеба Молчанова - 23 иномарки зараз. Все машины приобретались в личное пользование В "черном списке" покупателей иномарок - еще 119 фамилий самых уважаемых людей страны: Героев Советского Союза и России. В основном (кроме космонавтов) - 80-летние старики-ветераны. Но именно они, немощные и небогатые, сумели в 1999 году протащить в Россию разом 900 новеньких и дорогущих авто, любое из которых тянет на два-три миллиона рублей. В то, что наши герои ворочают такими деньгами и держат личные гаражи с дюжинами "Мерседесов", не поверилось сразу. Многие из них с костылями-то еле управляются. А большую часть своей геройской пенсии тратят на такси до участковой поликлиники. Пришлось провести журналистское расследование.Оказалось: у многих героев не только джипов - даже стареньких "Жигулей" нет. Но и покупка ими иномарок - тоже правда. Да такая, что каждому из них государство теперь выставило счет на десятки миллионов рублей. Старики, бравшие Берлин и Кенигсберг, люди, перед которыми все мы в долгу, сами оказались великими должниками. Они глотают горстями лекарства и не могут понять: как же их так жестоко надули?!. Законы-то дырявые! В эту историю герои вляпались просто. Как известно, на рубежах нашей родины "лютует" таможня, взимая с всяк ввозящего в страну красавицу-иномарку аж до 60 процентов ее стоимости. В пользу государства, конечно. Только кому ж охота отваливать казне такие деньжищи? Везти машины тайными партизанскими тропами? Попадешься не сразу, так через год первому же сержанту ГИБДД. Документа-то на машину не будет. Сегодня автокриминал работает чище: дыру находят не в границе, а в законах. Чтобы и пошлин не платить, и машину "отмыть". До апреля 1999 года автодельцы вовсю пользовались льготами ликвидаторов Чернобыльской аварии. А когда эту халяву прикрыли, взяли в оборот героев. Механизм действовал с безотказностью автомата Калашникова. Ветеранам даже не надо было никуда ходить. У них одалживали "геройскую книжку" и несли ее в суд, который тут же решал: "Пошлину не брать". А судьи кто? Есть в статусе героев такая закавыка: мол, они освобождаются от таможенных платежей в размерах, предусмотренных законом. Только вот закона с этими самыми размерами в природе нет. Получается, нету и поблажек. Это затвердил в августе 1999 года специальным письмом Верховный суд России, разослав его по городам и весям. Однако все 900 геройских иномарок оказались в России уже после появления этого письма. И все они без единой копейки были растаможены в одном-единственном городе - Смоленске. Строчку закона о героях смоленские судьи читали как бы до половины. А письмо Верховного суда, получается, не читали вовсе. - Любой из нас вправе иметь собственное мнение, как применять закон, - сказали "КП" в Областном смоленском суде. - И никто не имеет права за это наказывать. Взаправду ли верили смоленские служители Фемиды, будто древний дед, еще участник боев под Халхин-Голом, будет раскатывать сразу на 4 одинаковых джипах "Мицубиси-Паджеро"? Этого теперь не проверишь. Но разрешал их ему бесплатно ввезти один и тот же судья, в один день. Особо отличились, осчастливливая ветеранов иномарками, судьи: Л. Ковалева, А. Федоришин, А. Сидницкая, Н. Журкова, В. Разенкова и А. Пудов. Их подписи мелькают под "геройскими" решениями судов особенно часто. В результате осенью 1999 года Смоленск превратился из города-героя в город героев. Число граждан, носящих это высокое звание, в считанные недели увеличилось здесь с 7 человек до 120! Нет, никакой победоносной войны в это время тут не велось. Герои со всей страны прописывались в Смоленске пачками ради того, чтобы только иметь право обратиться в здешний суд. Таможенники пробовали было запретить везти через Смоленскую область вообще хоть какую железяку. Не помогло. Машины гнали другими маршрутами, но оформляли все равно в "родном" смоленском суде. Почем шли "звездочки" на капоте? По какой цене шло с молотка звание Героя? По очень сходной. За каждую иномарку ветеранам перепадало 5 или 10 тысяч рублей. - В судебных заявлениях герои писали, что покупают машины в личное пользование, - рассказывает прокурор Смоленской транспортной прокуратуры Нина Васильева. - Но установлено, что ни один (!) автомобиль до них так и не дошел. Все машины проданы через солидные московские автосалоны. А перед самыми новогодними праздниками ветераны, чьими документами ловко попользовались, получили убийственные подарки. Всем им вручили счета за неуплаченные государству пошлины. От 5 до 50 миллионов рублей каждому. Нет денег - прощайся с имуществом. За неуплату отдашь квартиру В Смоленске я честно обошел половину геройских адресов. Всюду мне давали от ворот поворот: никаких ветеранов и космонавтов не знаем. Многие герои в самом деле не были в Смоленске ни разу в жизни. Их заочно прописывали здесь "обходительные молодые люди". Из семи настоящих героев-смолян не испугался рассказать "КП" правду о том, как их надули, только Иван Александрович Николаев - боевой летчик, штурмовавший Кенигсберг. Остальные ветераны, заслышав о иномарках, шарахались от журналистского удостоверения, как от гранаты с вырванной чекой. - Вам за что Героя дали? - А за всю войну разом. Я и орудием командовал, три танка подбил. И на У-2 летал - "ночном бомбардировщике". И на штурмовике. Однажды меня зенитки прямой наводкой расстреляли. Я до аэродрома дотянул, только сел - самолет развалился. - Сколько лет-то вам? - 78. - Машина есть? - Откуда? - Так 13 иномарок за вами числится! - Приходил ко мне незнакомец и долго уговаривал, мол, раз льгота есть, надо пользоваться. Не хотел я. Да детям подмога понадобилась. Дал он мне немножко долларов. А потом принесли счет: я должен вернуть государству 7 миллионов рублей! С ума сошли. Я таких денег в жизни не видел. Обещали, если за две недели деньги не найду, имущество описать. Двухкомнатная квартира - вот все мое имущество. Ни я, ни мои земляки-герои не виноваты. Решения выносил суд. Нас учили суду верить. Вот он пускай деньги и возвращает. Космонавту не досталось ни копейки Юрий Романенко - дважды Герой Советского Союза, летал в космос три раза. За 3 недели октября 1999 года на Юрия Викторовича оформлено сразу 13 иномарок. Следствию космонавт заявил: "Я дал копии своих документов человеку, который представился работником какого-то Фонда поддержки героев. Он уговорил меня вступить в этот Фонд. Ни о каких машинах я не знал". Космонавт назначил мне встречу в своем московском офисе. Но в последний момент передумал. Секретарша объявила: шеф уехал, не ждите. - Это неприятная история. Не хочу о ней даже говорить, - объяснился Романенко по телефону. - Так вам не давали денег за оформление машин? - Нет. И вообще я прохожу по делу свидетелем. Полдеревни запрягает джипы в розвальни Сегодня герои для автокриминала - уже отработанный шлак. Теперь машины модно оформлять в братской Белоруссии, где пошлины в десятки раз ниже, чем в России. Но делается это опять же через суд. И опять не где-нибудь, а в Смоленске. - На хрена тебе в эту дыру? - вопрошал смоленский таксист, пока мы ехали с ним на разбитой вдрызг "Волге" в пригородную деревеньку Чекулино. - Там на каждого второго колхозника джип оформлен. - Да ну? На пятаке против перекошенного чекулинского сельсовета собрались человек двадцать. Привезли газовые баллоны - народ грузил их на санки и, кряхтя, тащил по избам. - Чего не на машинах? - завожу разговор с двумя молодками в пуховых платках. - Дык у маво кобеля "Москвич" совсем сломался. Старый больно. А ишшо в селе только два "жигуля". В них баллон не залезает. - Зарабатываете хорошо? - На ферме-то? По 600 рублей. Брызгая паром, пронеслась лошаденка с двумя пузатыми баллонами на телеге. Успеваю прыгнуть в нее. Дергаю за рукав небритого мужика с вожжами. - Как звать? - Павлом. Смотрю в список чекулинских автобогатеев. - Так ты джип аж за 2 миллиона рублей на днях купил. Чего на лошади ездишь? - Нету джипа. И миллионов нет, меня даже из колхоза выперли. А бумажки на машину - было, подписывал. Знакомый хорошо попросил. Расплата Жалеть героев теперь без толку. Если следствие установит, что они брали за прокат своего высокого звания хоть один доллар - пиши пропало: им припаяют все неуплаченные в казну пошлины в полном размере. Эти люди - действительно честь и гордость нации. Золотые Звезды каждый из них отвоевал или отработал сполна. Но обеспеченной жизни за это от родины никто из них не дождался. Им приходится "крутиться", как всем. И попадать в переделки - вроде этой. Но обида в другом. Почему всю вину и всю расплату за аферу с иномарками взвалили на героев, а не на перегонщиков машин или судей? Кто-нибудь ответит?
|